0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголовно исправительное право это

Уголовно-исполнительное право: понятие, предмет, метод и связь с другими отраслями права

Главными формами реализации уголовно-исполнительной политики считаются: директивная, которая должна быть закреплена в документах директивного характера; нормативно-правовая, как выражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве, а также прочих нормативных правовых актах.

Нормативно-правовая форма реализации политики в области исполнения наказаний уголовного характера считается главенствующей, она охватывается понятием уголовно исполнительного права.

Понятие УИП (уголовно-исполнительного права)

Уголовно-исполнительное право (определено понятием уголовно-исполнительного права) – это самостоятельная сфера права РФ, которая представляет собой некую систему юридических норм, занимающихся регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера и применения прочих мер уголовно-правового воздействия.

Самостоятельность этой сферы права определена наличием у нее собственного предмета правового регулирования, а также точно соответствующего ему метода правового регулирования и обособленной системы норм.

Предмет УИП

Предметом уголовно-исполнительного права считаются общественные отношения, которые появляются во время и по поводу исполнения (то есть отбывания) абсолютно всех видов наказаний уголовного характера, а также применения и других мер уголовно-правового воздействия (к примеру, условного осуждения).

Предмет данного права составляют разные группы общественных отношений. Во-первых, это общественные отношения, которые появляются между учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и осужденными. Основная роль данных взаимоотношений обуславливается тем, что с того момента, как приговор вступил в свою законную силу, и до наступления момента отбытия уголовного наказания администрация учреждения, которое ответственно за исполнение наказания, и сам осужденный находятся в прямом контакте, взаимодействуя друг с другом. Так, представитель администрации выступает в роли организатора жизнедеятельности, отдыха, труда, быта осужденных, и в этом состоит его руководящая роль.

Конечно, чтобы минимизировать во время исполнения наказания ущемление прав и свобод осужденных, обеспечить их нормальное поведение, нужна строгая правовая регламентация порядка, а также всех условий отбывания наказаний уголовного характера, а также отношений между осужденными и администрацией.

В условиях формирования демократического правового государства усиливается внимание государства и социума к области исполнения наказаний уголовного характера. Из-за этого к самому предмету УИП причисляются общественные отношения, которые складываются между органами абсолютно всех ветвей государственной власти, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, и непосредственно осужденными. Формирование институтов гражданского общества справедливо стимулировало включенность в предмет права конкретной сферы права общественных отношений, появляющихся между структурами общества, а также учреждениями и органами, которые исполняют наказания уголовного характера, при осуществлении общественного контроля и оказании им всестороннего содействия, и самими осужденными.

Реализация большей части наказаний уголовного характера (это исправительные и обязательные работы, лишение свободы) напрямую связано с привлечением осужденных индивидов к общественно полезной деятельности. Из-за этого предмет УИП охватывает также общественные отношения, которые складываются между администрациями предприятий и организаций, где трудятся осужденные, а также учреждением, которое исполняет наказание, и самими осужденными индивидами.

Специфика предмета данной правовой сферы заключается в том, что в него вошли общественные отношения, проявляющиеся между учреждениями и органами, которые занимаются исполнением наказаний, а также родственниками, близкими для осужденных людьми, и прочими индивидами касательно исполнения (отбывания) уголовного наказания, к примеру, во время посещения исправительных учреждений, при предоставлении свиданий, приеме передач и проч.

Методы УИП

Из-за того, что непосредственно само уголовное наказание является самой жесткой мерой государственного принуждения, основным методом уголовно исполнительного права (правового регулирования) называют императивный, то есть предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он основан на использовании властных юридических предписаний, не допускающих никаких отступлении от точно установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений имеют право совершать исключительно те действия, которые разрешаются. Главными средствами воздействия на общественные отношения в этом случае считаются запреты, наказания, обязанности, а также другие правовые ограничения. Вместе с этим это не исключает применение в процессе регулирования общественных отношений в области исполнения (отбывания) наказаний уголовного характера диспозитивного метода, который базируется на дозволениях и равноправии сторон, который дает возможность субъектам лично осуществлять выбор своего поведения.

При этом осужденный и прочие индивиды могут обратиться в судебные органы с жалобой на действия администрации учреждения либо органа, который исполняете уголовное наказание.

Самостоятельность данной сферы права определяется также и имеющейся системой норм, которые закреплены в УИК РФ, а также прочих ФЗ (федеральных законах) и других нормативных актах правового характера.

УИП напрямую связано с прочими правовыми сферами, и, во-первых, с уголовным, а также уголовно-процессуальным правом, акт как все они объединены совместной целью (это борьба с преступностью), общими принципами, а также методами правового регулирования. Их нормы с различных позиций занимаются регулированием общественных отношений, появляющихся во время и по поводу назначения, исполнения (отбывания), а также освобождения от наказания уголовного характера.

При этом уголовное право по отношению к уголовно-исполнительному считается базовым из-за того, что имея родственные с ним институты, оно и определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право – процедурное.

Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие УИП почти со всеми прочими сферами системы права РФ. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных индивидов, с гражданским – из-за осуществления осужденными индивидами собственных имущественных прав, с трудовым – регламентацией трудовой деятельности лиц, которые отбывают уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных индивидов и т.д.

УИП напрямую связано с административным правом. Нормы этой сферы права направлены на регулирование управленческих отношений в области исполнения уголовных наказаний, которые связаны с работой учреждений и органов, занимающихся исполнением наказаний, прохождением службы сотрудниками данных органов, осуществлением контроля за их работой.

Предмет и система уголовно-исполнительного права в России

Уголовно-исполнительное право (УИП) затрагивает все виды приведения наказаний в действие согласно Уголовному кодексу и другим правовым отраслям. Отрасль рассматривает и изучает различные методы воздействия по исправлению граждан, совершивших преступные деяния. УИП выступает в роли дисциплины к изучению и отдельной науки.

Контроль УИП ведут органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Раньше я думал, что разобраться в таких дебрях права сложно. Сейчас я знаю это наверняка. Но для вас я составил разбор принципов УИП простым языком. Если вы не юрист, эта статья поможет.

Определение понятия УИП

Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права – это сочетание и взаимодействие нормативов, регулирующих социальные отношения, которые появляются при необходимости назначения и выполнения уголовных наказаний.

Общественные отношения, взаимодействующие с УИП:

  • Непосредственное исполнение судебных решений по наказанию приговоренного гражданина, а также ведение деятельности, призванной обеспечить безопасность для социума.
  • Деятельность, предшествующая исполнению наказания (сопровождение подсудимых, содержание под стражей).
  • Надзор, контроль, защита общества в периоды ведения уголовного и судебного производства.
  • Помощь в повторной социализации осужденного после завершения наказания, доставка по адресу проживания и т.д.

Сотрудники государственных и правоохранительных норм обязаны обеспечить сохранность субъекта уголовного дела и обезопасить окружающих от его злодеяний в рамках УИП.

Цели и задачи правовой отрасли

Система уголовно-исполнительного права ставит цели и задачи, исполнение которых гарантирует надлежащее исполнение судебных приговоров, соблюдение методики исправления осужденных.

  • Исправление осужденных граждан в период лишения, ограничения свободы или назначения условных наказаний.
  • Создание превентивных мер в отношении таких граждан, предупреждение повторных преступлений.
  • Организация условий, соблюдение предусмотренного порядка исполнения уголовных наказаний.
  • Поиск и применение методов воздействия на осужденных с целью исправления.
  • Защита интересов, прав граждан, отбывающих наказание.
  • Помощь в социализации, возвращении к жизни в обществе.
Читать еще:  Уголовная ответственность и уголовно правовые отношения

Основное назначение уголовно-исполнительного права заключается в скрупулезном следовании законодательным нормативам при работе с осужденными преступниками.

УИП – отдельная научная отрасль

Уголовно-исполнительное право может выступать в виде отдельной научной дисциплины. УИП изучается и дорабатывается. На данный момент предмет уголовно-исполнительного права сочетает в себе идеи, закономерности, принципы и взгляды в этой законодательной сфере. В науке УИП используется российский Уголовно-исполнительный кодекс, нормы из других правовых отраслей и опыт международной практики.

Существует 2 метода изучения УИП:

  • Познание – изучение исторических фактов, судебной практики, философских суждений.
  • Исследование – наблюдение за работой сотрудников исполнительной власти, организация собственных экспериментов и т.д.

На профильных университетских кафедрах уголовно-исполнительное право представляет собой отдельный курс к изучению студентами. Подходы к УИП как к науке и учебной дисциплине похожи. В них используются аналогичные методы изучения, формирования этических принципов, организации рабочего процесса. При изучении используется специальная литература и предыдущий опыт органов исполнительной власти.

Терминология в уголовно-исполнительном праве

В УИП используются общепринятые термины и определения:

  • Предмет – организация и регулирование социальных отношений, связанных с приговорами судов, которые необходимо исполнить. Уголовно-исполнительные отношения возникают в момент вынесения судом приговора.
  • Субъект – граждане и организации, участвующие в уголовном процессе. Субъектами УИП могут стать осужденные и сотрудники государственных органов, а также причастные к происходящему лица.
  • Объект – обстоятельство, при котором возникают правоотношения в УИП.
  • Метод – правовые средства, которые используются в совокупности для воздействия и исправления осужденных.

О целях и задачах УИП рассказано выше. Терминология используется как в научной среде, так и при физической работе органов исполнительной власти.

В заключение

После совершения противоправного деяния гражданин проходит цепочку событий, направленных на расследование обстоятельств, вынесение судебного решения, исправления и правого воздействия на него. Перечисленные в статье методики в сочетании с реальным положением дел в исполнительных органах позволяют сделать выводы:

  • Нынешняя правоохранительная, судебная и исполнительная системы не предусматривают реального исправления морально-этических качеств преступников.
  • Нормы исполнительного права часто попираются. Гражданин, будучи в статусе обвиняемого, заблаговременно сталкивается с негативным влиянием сотрудников правоохранительных и органов исполнительной власти.
  • Проблематика несоответствия УИП действительности рассматривается только на теоретическом уровне. Фактической деятельности по соблюдению прав и интересов осужденных не проводится.

В законодательстве нет нормативных актов, призванных защитить интересы осужденных граждан. В большинстве случаев они не проходят этапов ресоциализации, не подвергаются правовому исправлению.

Уголовно-исполнительное право

Понятие уголовно-исполнительного права

Обеспечивая правопорядок в стране, органы государственной власти вынуждены применять по отношению к отдельным гражданам меры принудительного характера, в том числе и уголовные наказания.

После определения состава преступления, осуждения виновного лица и вынесения ему приговора необходимо установить порядок и условия отбывания гражданином назначенного ему судом наказания. Эту задачу выполняет самостоятельная отрасль российской правовой системы.

Понятие уголовно-исполнительного права употребляется в трех значениях:

  1. как научная дисциплина;
  2. как учебная дисциплина;
  3. как отрасль права.

Уголовно-исполнительное право как наука – это область знаний, в которой изучаются закономерности борьбы с преступностью при помощи уголовных наказаний и иных мер принудительного характера.

Уголовно-исполнительное право как самостоятельная учебная дисциплина – это преподаваемый в образовательных учреждениях курс, построенный на систематизированном отражении данной сферы законодательства.

Уголовно-исполнительное право как отрасль права – это совокупность норм и правил, установленных государством и регулирующих исполнение и отбывание уголовных наказаний, иных мер принудительного характера, назначенных судом за совершение преступления.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Пенитенциарная система Российской Федерации нацелена на исправление лиц, отбывающих наказание, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными гражданами.

Исправление осужденных – сложная психолого-педагогическая и социально-правовая задача. Часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет ее как процесс формирования у лиц, отбывающих наказание, уважительного отношения к людям, труду, нормам, правилам и традициям общества, а также стимулирование правомерного поведения осужденных.

В целом, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации решает следующие задачи:

  1. регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания;
  2. определение средств исправления осужденных;
  3. охрана прав, свобод и законных интересов лиц, отбывающих уголовное наказание;
  4. помощь в социальной адаптации гражданам, освободившимся из мест заключения.

Рисунок 1. Уголовно-исполнительное право. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Уголовно-исполнительное законодательство

Согласно статье 71 Конституции РФ, уголовно-исполнительное законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие законов, регулирующих исполнение наказаний, является исключительной компетенцией высших органов власти нашей страны.

К источникам уголовно-исполнительного права относятся:

  1. международно-правовые акты в сфере обращения с заключенными, к которым присоединилась Российская Федерация;
  2. Конституция РФ;
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ;
  4. федеральные законы;
  5. указы Президента РФ;
  6. постановления Правительства РФ,
  7. нормативные акты профильных министерств и ведомств;
  8. нормативные акты субъектов Федерации.

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ в 1996 году система данной отрасли законодательства принципиально изменилась. Кодекс стал основным нормативным актом, регламентирующим исполнение всех видов уголовных наказаний.

В новый УИК РФ законодатели включили в качестве основания освобождения от наказания амнистию и помилование. При издании актов амнистии в каждом конкретном случае принимается соответствующее постановление Государственной Думы, предусматривающее процедуру ее применения. Статья 23 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предполагает участие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и осуществление контроля за ними на основании и в порядке, предусмотренных законодательством.

Кроме УИК РФ данную сферу общественных отношений регулируют федеральные законы: «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 1993 года; «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 1998 года; «О внесении изменений в статьи 184 и 185 УИК РФ» 1997 года и ряд других.

Еще одним источником уголовно-исполнительного права являются указы Президента и нормативные акты Правительства России. В пределах своей компетенции данную сферу общественных правоотношений вправе регламентировать профильные ведомства и органы государственной власти субъектов Федерации.

Читать еще:  1 понятие и значение объективной стороны преступления

Под уголовно-исполнительным законодательством в широком смысле понимается система нормативных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным мер исправительного характера.

Уголовно-исполнительное право в российской правовой системе

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано со многими отраслями российской правовой системы. В первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку они объединены общей задачей, направленной на борьбу с преступностью и охрану наиболее значимых общественных отношений.

Нормы вышеперечисленных отраслей права с различных позиций регулируют процесс определения лиц, виновных в преступлении, назначения им уголовного наказания и его отбывания.

Например, уголовное право устанавливает содержание наказания, как явления, и основные признаки преступления. Данная отрасль регулирует отношения, связанные с назначением и освобождением граждан от наказания. В свою очередь, уголовно-процессуальное право устанавливает порядок, в соответствии с которым выносится приговор суда.

Связь уголовно-исполнительного и административного права касается порядка деятельности исправительных учреждений, определения обязанностей и прав их персонала, а также порядка прохождения службы в органах исполнения наказания.

Нормы гражданского и семейного права учитываются при утверждении права осужденных владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, заключать различные сделки. Связь с трудовым правом следует рассматривать в аспекте привлечения заключенных к исправительным работам, обеспечения им надлежащих производственных условий и оплаты. Данная сфера деятельности полностью регулируется трудовым законодательством, за исключением положений, связанных с ограничениями, предусмотренными уголовно-исполнительным законодательством.

Часто уголовно-исполнительное право пересекается с конституционным правом. Так, при отбывании тюремного заключения неизменными остаются следующие конституционные права осужденных:

  1. равенство перед законом и судом;
  2. охрана здоровья и медицинская помощь;
  3. безопасные условия труда;
  4. защита достоинства личности;
  5. свобода от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Признаки уголовно-исполнительного права как самостоятельной отрасли права. Мнения ученых по этой проблеме

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права явля­ется наличие собственного предмета и метода . В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм , созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права — это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права наряду с общими положения­ми и принципами исполнения наказаний , согласно ч. 2 ст. 2 УИК, от­носится регулирование

    • применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    • порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    • порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    • порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также граждан в исправлении осужденных;
    • порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

    1. исполнения, отбывания уголовных наказаний;
    2. исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового харак­тера;
    3. исправительного воздействия;
    4. ресоциального воздействия;
    5. предупредительного воздействия;
    6. исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресе­чения.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, помилование и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

По мнению других авторов , в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний .

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

Читать еще:  Явка с повинной несовершеннолетнего

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие — это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением .

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. — М.: Былина, 2003. — С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный — по способу правового регулирования;
    2. запрещающий — по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный — по характеру воздействия;
    4. метод санкций — по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения — по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение — правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

В содержание императивного метода входит использование при­казов, требований, распоряжений, обеспеченных возможностью применения правового принуждения.

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Понятие уголовно-исполнительного права, его задачи и место в системе российского права.

УИП как отрасль законод-ва — это совокупность норм, регулирующая обще. отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправит. воздействия.

УИП как наука имеет своим предметом не только действующее росс. законод-во, регулирующее процесс исполнения (отбывания) наказания, но и историю его становления и развития, а также процессы, происходящие в законод-ве заруб. гос-в.

УИП как дисциплина — это преподаваемый в учебных заведениях курс, построенный на систематизированном отображении уг.-исполн. законод-ва и основных положениях науки УИП.

Уг. — исполн. законод-во РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Задачами яв-ся регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Предмет – это политика гос-ва в сфере исполнения наказания, система законод-ва, источники законод-ва, направленные на исполнение наказания и исправление осужденных.

УИП входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, кот. образуют также УП и УПП. Последнее призвано обеспечить осущ-е правосудия, в то время как УИП в определ. мере обеспечивает реализацию результатов правосудия.

Также УИП связано с констит. правом при регулировании прав. статуса осужденных, с админ. правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, с гражданским, семейным, финансовым и др. отраслями законод-ва.

Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.

Политика гос-ва — основные направления и формы достижения соц. целей, кот. ставит перед собой общество, полит. и властные структуры, его представляющие.

Политика в сфере борьбы с преступностью направляет деят-ть гос-ва, органов представит. власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответ-ти лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Уголовная политика — это направление деят-ти гос-ва в сфере борьбы с преступностью, кот. определяет уг. ответ-ть, ее основания, цели, систему и виды наказаний.

Уголовно-испол. политика яв-ся частью единой политики гос-ва, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деят-ти гос. органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой деятельности.

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики яв-ся уголовно-правовая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уг. ответ-ть, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответ-ти, криминализацию и декриминализацию деяний, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Прав. сфера уг.-испол. политики имеет более узкое содержание: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деят-ти гос-ва, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в сфере исполнения наказаний влияет на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на решение по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уг.-испол. политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деят-ти гос-ва по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector