0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологические правонарушения и ответственность

Виды ответственности за экологические правонарушения

Эколого-правовая ответственность является разновидностью общеюридической ответственности, но в то же время отличается от иных видов юридической ответственности.

Эколого-правовая ответственность рассматривается в трех взаимосвязанных аспектах:

· как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством;

· как правоотношение между государством (в лице его органов) и правонарушителями (которые подвергаются санкциям);

· как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, различных отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, природоохранного и др.). Экологические правонарушения наказываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Конечная цель экологического законодательства и каждой отдельной его статьи заключается в охране от загрязнения, обеспечении правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом. Сферой действия экологического законодательства являются окружающая среда и ее отдельные элементы. Предметом правонарушения признается элемент окружающей среды. Требования закона предполагают установление четкой причинной связи между допущенным нарушением и ухудшением окружающей среды.

Субъектом экологических правонарушений является лицо, достигшее 16-летнего возраста, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности (соблюдение правил охраны окружающей среды, контроль за соблюдением правил), либо любое лицо, достигшее 16-летнего возраста, нарушившее требования экологического законодательства.

Для экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

· причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права;

· причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Эффективность действия данного средства во многом зависит, прежде всего, от государственных органов, уполномоченных применять меры юридической ответственности к нарушителям экологического законодательства. В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами (ст. 82 Закона «Об охране окружающей природной среды»). К нарушителям в соответствии с Кодексом законов о труде (с изменениями и дополнениями от 25 сентября 1992 г.) могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, другие наказания (ст. 135).

Материальная ответственность также регулируется Кодексом законов о труде РФ (ст. 118–126). Такую ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Применение административной ответственности регулируется как природоохранительным законодательством, так и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. (с изменениями и дополнениями). Закон «Об охране окружающей природной среды» расширил перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Конкретный размер штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда. Административные штрафы налагаются уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ. При этом постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда (ст. 84 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Читать еще:  Услуга не соответствующая требованиям

В новом Уголовном кодексе РФ экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов, нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами, загрязнение вод, атмосферы и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений, нарушение правил охраны рыбных запасов, незаконную охоту, незаконную порубку деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов.

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Закон «Об охране окружающей природной среды» стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью или имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством (ст. 86).

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред в результате нарушения правовых экологических требований.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

· стимулирующую к соблюдению норм права окружающей среды;

· компенсаторную, направленную на возмещение потерь в природной среде, возмещение вреда здоровью человека;

· превентивную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Экологическое законодательство предусматривает три уровня наказания: за нарушение; нарушение, повлекшее значительный ущерб; нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека вследствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Видами наказаний при экологических нарушениях могут быть штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

Одним из самых тяжких экологических преступлений является экоцид – массовое уничтожение растительного мира (растительных сообществ земли России или отдельных ее регионов) или животного мира (совокупность живых организмов всех видов диких животных, населяющих территорию России или определенный ее регион), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Общественная опасность экоцида состоит в угрозе или нанесении огромного вреда окружающей природной среде, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Экологическая катастрофа проявляется в серьезном нарушении экологического равновесия в природе, разрушении устойчивого видового состава живых организмов, полном или существенном сокращении их численности, в нарушении циклов сезонных изменений биотического кругооборота веществ и биологических процессов. Мотивом экоцида может быть ложно понятые интересы военного или государственного характера, совершение действий с прямым или косвенным умыслом.

Успех в наведении экологического правопорядка достигается постепенным наращиванием общественного и государственного воздействия на злостных правонарушителей, оптимальным сочетанием воспитательных, экономических и правовых мер.

1. Что регулирует экологическое право?

2. Что представляет собой экологическое правонарушение?

3. Как Закон «Об охране окружающей природной среды» определяет экологическое правонарушение?

4. Какие виды ответственности за экологические правонарушения вы знаете?

5. Какие функции выполняет ответственность за экологические правонарушения?

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Дата публикации: 30.03.2016 2016-03-30

Статья просмотрена: 2461 раз

Библиографическое описание:

Даньшина Д. Н. Юридическая ответственность за экологические правонарушения // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 7-9. — URL https://moluch.ru/archive/110/27571/ (дата обращения: 13.02.2020).

В статье рассмотрены виды экологических правонарушений и ответственность за них не только в нашей стране, но и в странах Запада. На основе проведенного анализа автором предлагается совершенствование действующего российского законодательства в целях борьбы с экологическими правонарушениями.

Ключевые слова: экологические правонарушения, зарубежное законодательство, санкции, ответственность, КоАП РФ, УК РФ.

Экологические правонарушения — это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Читать еще:  Уголовная ответственность на общих основаниях

Экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения, которые складываются по поводу использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов — природных объектов. Субъектом могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ееюрисдикцией.

Объективную сторону образуют противоправное поведение, его вредные последствия, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. Противоправное деяние может выражаться как в активных действиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыполнении соответствующих правил (например, неиспользование очистных сооружений).Вредные последствия противоправного деяния означают причинение вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя. Вина выражается в виде умысла (прямого и косвенного) и неосторожности. Умышленным считается такое экологическое правонарушение, когда нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т. е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность наступает, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Действие либо бездействие будет признано экологическим правонарушением как в случае, если оно вызвало общественно опасные последствия, так и в случае отсутствия таковых. Например, сброс отходов в водоемы, в результате которого наступило загрязнение водного объекта, относится к экологическим правонарушениям.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлены имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [1].

Имущественную ответственность применяется к должностным лицам и иным работникам предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Рабочие и служащие по действующему законодательству несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше среднего месячного заработка.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Например, механик автопредприятия подлежит дисциплинарной ответственности за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого выброс загрязняющих атмосферу веществ превышает установленные нормативы. Дисциплинарная ответственность назначается администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель. Работодатель вправе применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за экологические правонарушения предусматривается Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях. Так, в главе 8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, экологических и санитарно — эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами [2].

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды санкций: предупреждение, административный штраф, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения выражается в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Это могут быть такие правонарушения, как нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, порча земли, незаконная охота, загрязнение вод, регистрация незаконных сделок с землей, халатность, превышение должностных полномочий [3].

Уголовный кодекс РФ за совершение экологических преступлений предусматривает следующие виды наказаний: штраф, обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, арест, лишение свободы на определенный срок.

Читать еще:  Ук рф не предусматривает специальной ответственности за

Вопрос об ответственности за экологические правонарушения привлекает постоянное внимание специалистов. Поэтому существуют различные точки зрения на понятие этой ответственности.

Так, Ю. Г. Жариков утверждал, что ответственность за экологические правонарушения выражается в лишениях имущественного, организационного или личного характера [4].

Другие ученые полагают, что это «система принудительных мер, применяемых к нарушителям законодательства в области природопользования и в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения такого рода правонарушений и восстановления нарушенных прав» [5].

Зарубежные страны тоже проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Разберем какие виды ответственности за экологические правонарушения существуют в странах Запада.

Так, например, во Франции в Законе «О водах» содержится ряд статей, предусматривающих санкции, применяемые в отношении нарушителей. Любое лицо, осуществляющее прямо или косвенно сброс, слив или допустившее попадание в поверхностные, подземные или морские воды в пределах территориальных вод какого-либо вещества подвергается штрафу или лишению свободы на срок от двух месяцев до двух лет. К виновному за перечисленные деяния может быть применено только одно из приведенных наказаний. Кроме того, суд может вынести постановление о восстановлении осужденным водной среды.

Также французский законодатель, помимо наказаний за совершенные правонарушения, предусматривает и поощрительные меры, принимаемые в отношении тех лиц, которые содействуют сохранению окружающей среды. Так, например, создатель очистного устройства, поддерживаемого в нормальном эксплуатационном состоянии, получает премию за очистку.

Исключительный интерес представляет изучение системы обеспечения экологической безопасности Соединенных Штатов Америки. В этой стране нет самостоятельных правовых актов, предусматривающих ответственности за экологические правонарушения. В американской правовой системе на уровне штатов действуют уголовные кодексы. За особо тяжкие нарушения природоохранного законодательства применяется уголовная ответственность в виде штрафа и (или) тюремного заключения. За умышленное нарушение конкретных положений закона о качестве воды, воздуха, об отходах может быть наложен уголовный штраф до 25 тыс. долл. за один день нарушения, либо тюремное заключение до 1 года, либо то и другое. При повторном нарушении — штраф до 50 тыс. долл. за один день нарушения или тюремное заключение на срок до 2 лет. Интересный факт, что в США ведется борьба с браконьерами всеми доступными законом способами. Действует «горячая» линия связи; граждане, которые сообщают о случаях браконьерства, поощряются. Охоту и рыбалку тоже не пускают на самотек — она разрешена лишь тем лицам, которые прошли 10-часовой курс обучения правилам охоты, повадкам диких животных и рыб, а также их болезням.

Подводя итог, всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в российском законодательстве предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за экологические правонарушения, но санкции за эти правонарушения закреплены в различных нормативно-правовых актах, поэтому мы можем предложить разработать Экологический Кодекс Российской Федерации, который будет включать основные принципы, цели, задачи, а также закреплять экологическую ответственность за совершение преступлений в сфере экологии. Так же на основании зарубежного опыта предлагаем введение различных поощрений, на примере США для лиц, сообщающих о случаях браконьерства.

В этом направлении должна проводиться большая законотворческая работа, предприниматься меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативно- правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями обеспечив экологическую безопасность общества и государства [6].

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды»//СЗ РФ.2002. Ст.75.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) //СЗ РФ.2002. Гл.8.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ(ред. от 30.12.2015) //СЗ РФ.1996.
  4. Жариков Ю. Г. Закон на страже землепользования. Предупреждение земельных правонарушений. М.,1985, с. 23.
  5. Ерофеев Б. В. Советское экологическое право. Общая часть. М.,1988, с. 73.
  6. Глушко О. А. Административно-правовой режим экологической безопасности: понятие и содержание/ О. А. Глушко //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 101. С. 1545–1574.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector