0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголовно процессуальные функции прокурора

Прокурор, его процессуальные функции и полномочия

Прокурор— должностное лицо, уполномоченное в пределах установленной законом компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

12) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования), изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Ген. прокурора РФ.

Постановления прокурора, вынесенные в соотв. с законом, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие и сущность уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу

Дата публикации: 12.05.2018 2018-05-12

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Оленёва Ю. Н. Понятие и сущность уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 303-305. — URL https://moluch.ru/archive/205/50094/ (дата обращения: 14.02.2020).

Исследование проблемы о понятии и сущности уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу целесообразно начинать с вопроса о понятии и сущности самих функций и уголовно-процессуальных функций.

Рассматривая первое из указанных понятий, можно сказать, что оно в течение длительного времени было термином исключительно теоретическим. Свое происхождение слово «функция» имеет от латинского «functio», что в переводе означает «исполнение», «осуществление». Из латинского языка данный термин распространился во многие европейские языки. В научный оборот он впервые был введен как математическая категория в 1673 году немецким философом Г. В. Лейбницем. В дальнейшем, до XIX века он использовался преимущественно в естественно-технических науках. Однако постепенно категория «функция» начинает использоваться и в других сферах, в том числе в юриспруденции.

Рассматривая же понятие уголовно-процессуальной функции, необходимо признать, что оно не является достаточно разработанным в российском законодательстве и научной доктрине.

В целом в науке уголовно-процессуального права сложилось несколько подходов к пониманию уголовно-процессуальных функций.

Согласно исторически первому сложившемуся подходу, уголовно-процессуальные функции — это назначение и роль ее участников, которые установлены уголовно-процессуальным законом и выражаются в соответствующих направлениях уголовно-процессуальной деятельности. Недостатком такого подхода является то, что здесь сложно определить цель конкретной уголовно-процессуальной функции, которая должна быть достигнута исполнителем.

Согласно второму подходу, уголовно-процессуальные функции рассматриваются как главные направления всей уголовно-процессуальной деятельности, которые обусловлены стоящими перед ней задачами. Формированию данного подхода способствовало закрепление российским уголовно-процессуальным законодательством задач уголовного судопроизводства и положений о разделении трех основных функций в судебных стадиях советского уголовного процесса.

Третий подход к понятию «уголовно-процессуальные функции» имеет системный и компромиссный характер, поскольку объединяет оба вышерассмотренных. Его придерживаются те исследователи, которые рассматривают уголовно-процессуальную деятельность как сложный системный объект, который имеет свои стадии, направление, содержание, задачи.

Рассматривая понятие уголовно-процессуальных функций, необходимо также отметить, что в настоящее время оно имеет законодательное закрепление. Так, в ч. 2 ст. 15 УПК РФ закреплены такие уголовно-процессуальные функции как: обвинение, защита и разрешение уголовного дела. При этом законом четко определено, что данные функции отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.

Беря за основу вышеуказанные функции, законодатель далее ввел понятие «стороны», подразумевая под ними участников уголовного судопроизводства, выполняющих функции уголовного преследования и защиты на основе состязательности (п.п. 45 ст. 5 УПК РФ) и произвел классификацию участников уголовного судопроизводства: суд, участники со стороны обвинения, участники со стороны защиты, иные участники.

Возникновение функций обвинения, защиты и разрешения уголовного дела в данном случае вызывается одним и тем же фактом — совершением преступления.

Читать еще:  Участие защитника допускается с момента

Рассмотрев существующие подходы, и определившись с пониманием сущности уголовно-процессуальных функций, целесообразно перейти к определению понятия «уголовно-процессуальные функции прокурора в судебном производстве по уголовному делу», проследовав в данном случае от общего к частному и применив понятие данных функций к конкретному участнику уголовного судопроизводства.

По нашему мнению, определение уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу целесообразно построить путем анализа признаков данного понятия.

Для производства такого анализа сначала обратимся к уголовно-процессуальному законодательству и определим содержание субъектного элемента рассматриваемого понятия.

Из положений ч.1 ст. 37 УПК РФ следует, что прокурор — это должностное лицо, являющееся участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, имеющее определенные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом, которые направлены в уголовном судопроизводстве на осуществление уголовного преследования.

Поскольку ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определяет данную структуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением законодательства, важнейшим признаком правового статуса прокурора является — представление интересов высшей организации политической власти, управляющей российским обществом и обеспечивающей в нем порядок и стабильность.

Приказом Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» определено, что уголовное преследование в судебном производстве по уголовному делу предоставлено право осуществлять заместителям Генерального прокурора РФ, прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, иных территориальных, военных и специализированных прокуратур. Здесь же указано, что участие указанных лиц в судебных стадиях уголовного судопроизводства необходимо считать одной из важнейших функций прокуратуры.

Однако следует учитывать, что п. 31 ст. 5 УПК РФ определено, что под определение «прокурор» в уголовном судопроизводстве попадают не только вышеперечисленные сотрудники прокуратуры, но и «иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре». Исходя из структуры прокуратуры, определенной ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», к таким должностным лицам относят помощников прокуроров различного уровня.

Как уже было указано ранее, уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора в ходе уголовного судопроизводства осуществление от имени государства уголовного преследования. Таким образом, главным направлением деятельности прокурора в судебном производстве по уголовному делу является осуществление уголовного преследования от имени государства.

Далее важно учитывать, что с целью осуществления уголовного преследования в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). С данной целью он выступает в ходе судебного производства по уголовному делу в качестве государственного обвинителя и является субъектом доказывания.

Таким образом, охарактеризовав прокурора как участника уголовного судопроизводства, важно также подчеркнуть, что уголовно-процессуальный закон различает понятия прокурора и государственного обвинителя. Под последним субъектом согласно п. 6 ст. 5 УПК РФ закон подразумевает поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры. Таким образом, статус государственного обвинителя должностное лицо прокуратуры получает только в стадии судебного разбирательства при поддержании государственного обвинения.

Исследуя понятие уголовно-процессуальных функций прокурора в судебном производстве по уголовному делу, необходимо также определиться с временными границами осуществления рассматриваемого направления его деятельности. С нашей точки зрения они определяются моментом поступления уголовного дела в суд и заканчиваются проверкой законности, обоснованности и справедливости судебных актов, принимаемых в рамках рассмотрении уголовного дела (приговоров, определений и постановлений суда).

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что уголовно-процессуальные функции прокурора в судебном производстве по уголовному делу представляют собой основные направления деятельности должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных законом соответствующими полномочиями, по изобличению от имени государства лиц, обвиняемых в совершении преступлений, осуществляемые со стадии подготовки дела к судебному заседанию и до проверки судебных актов на предмет их законности и обоснованности.

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Российская газета, N 39, 18.02.1992.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» [Электронный ресурс] — Режим доступа: КонсультантПлюс.
  4. Закон СССР от 25.12.1958 «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР, 1959, N 1, ст. 15 (утратил силу).
  5. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Свод законов РСФСР, т. 8, с. 613(утратил силу).
  6. Бозров В. М. Основы теории уголовно-процессуальных функций. Общая часть. Екатеринбург, 2012. С. 7.
  7. Зинатуллин З. З., Туров С. Ю. Эволюция учения об уголовно-процессуальных функциях // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 2–1. С. 91–97.
  8. Исаенко Е. А. О некоторых проблемах статуса помощника прокурора при осуществлении государственного обвинения // В сборнике: Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика. Сборник научных статей IV-ой Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2015. С. 38–41.
  9. Кириллова Н. П. См. Об этом Тугутов Б. А. Уголовно-процессуальные функции: понятие и содержание // Российский судья. 2014. N 7. С. 28–31.
  10. Колодко В. В. Уголовно-процессуальная функция расследования //Вестник ЮУрГУ.- 2010.- № 38.- С. 46.
  11. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под науч. ред. Г. И. Загорского) // Проспект, 2016. [Электронный ресурс] — Режим доступа: КонсультантПлюс.
  12. Мелешко В. Н. Уголовно-процессуальные функции: понятие и сущность // В сборнике: Уголовная юстиция в свете интеграции правовых систем и интернационализации криминальных угроз. Сборник научных трудов, приуроченный к 90-летию д-ра юрид. Наук проф. И. И. Мартинович. 2017. С. 73–77.
  13. Маслов И. В. О понятии уголовно-процессуальной функции // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. № 2(16). С. 117–121.
  14. Сычев Д. А. Уголовно-процессуальная функция: понятие, содержание, определение // Социология и право. 2015. № 1(27). С. 49–56.

Участие прокурора в уголовном процессе

Состязательность сторон – главный принцип уголовного судопроизводства. В связи с тем, что большая часть уголовных дел является делами публичного характера, обвинение в них осуществляется государственными представителями.

Уголовные дела возбуждаются в следствии, расследования проводятся в дознании, утверждаются дела прокуратурой, только после этого поступают в суд. По УПК РФ государственное обвинение представляет прокурор.

Прокурор в уголовном процессе доказывает виновность подсудимого, который по умолчанию признается невиновным до тех пор, пока не будет доказано иное. Этот статус называется презумпцией невиновности.

В чем заключаются основные полномочия прокурора, и в чем заключается его процессуальная роль, расскажем далее.

Прокуратура в действующих лицах

Прокурор в уголовном судопроизводстве – это должностное лицо, которое в силу установленной УПК РФ компетенцией, осуществляет в стране уголовное преследование от имени государства, а также проводит надзорную деятельность за соблюдением законодательства сотрудниками дознания и следствия.

Это определение содержится в специальном ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1, в котором кроме того прописаны основные задачи деятельности прокурора, условия его службы и структура государственной прокуратуры страны.

Прокурор – это ключевая фигура в уголовном процессе. Он задействован на всех стадиях расследования преступления, за ним всегда остается последнее слово во всех вопросах, кроме вынесения приговора. Этим занимается исключительно судья.

Читать еще:  Формы участия специалиста в уголовном процессе

Структура Прокуратуры выглядит следующим образом:

  • Генеральная Прокуратура России;
  • Прокуратуры субъектов РФ;
  • Военные и иные специализированные Прокуратуры;
  • Научные и образовательные организации;
  • Редакции печатных изданий;
  • Прокуратуры городов и районов.

Органы Прокуратуры, не входящие в единую систему Прокуратуры страны, не могут действовать на ее территории.

Генеральный Прокурор страны исполняет следующие функции:

  • Издание обязательных для исполнения инструкций, распоряжений и указов, регулирующих деятельность работников Прокуратуры;
  • Устанавливает штатную численность и структуру отделений Прокуратуры;
  • Назначает на должности и освобождает от них ректоров и проректоров организаций науки и образования Прокуратуры;
  • Несет ответственность за исполнение тех задач, которые возложены на сотрудников Прокуратуры.
  • Внутри отдельной городской или областной Прокуратуры также действует своя иерархия, во главе которой стоят начальники Прокуратуры.

    Главный прокурор, прокурор, старший помощник прокурора или младший помощник прокурора – все эти звания приобретаются сотрудниками в процессе опыта их работы. Они имеют погоны, по которым легко можно определить их действующее звание.

    Работники прокуратуры обязаны носить служебную форму. Их светло-голубые рубашки, темно-синие брюки, юбки и пиджаки легко узнаваемы.

    Работать в Прокуратуре — это значит состоять на государственной службе. К кандидатам на службу предъявляются серьезные требования: высшее юридическое образование, отсутствие судимостей у них самих и их родственников.

    Для утверждения на должность необходимо пройти аттестацию в комиссии, созданной областной прокуратурой.

    Полномочия прокурора по стадиям уголовного процесса

    Круг полномочий и обязанностей прокурора отличается на различных стадиях процесса. Но, в целом, его деятельность должна преследовать следующие функции:

  • Реализация уголовного преследования подозреваемых;
  • Контроль за соблюдением защиты и правовых интересов участников процесса;
  • Надзор за исполнением полномочий органов правопорядка и следствия;
  • Соблюдение процессуальных сроков рассмотрения дел и проведения следственных действий;
  • Координация действий органов полиции и дознания;
  • Защита конституционных прав человека;
  • Контроль за правильным толкованием действующего законодательства;
  • Раскрытие противоправных деяний и др.
  • Прокуратура, в том числе, имеет и свои подразделения по конкретным областям правовой защиты. К примеру, существует природоохранная прокуратура, которая осуществляет контроль за соблюдением предприятиями правил защиты экологии и природоохранных объектов.

    Участие прокурора в досудебном производстве

    Прокуратура имеет право давать любые поручения в рамках уголовного судопроизводства сотрудникам дознания и следствия. Они, в свою очередь, обязаны их исполнять даже в том случае, если поручения впоследствии будут обжалованы как незаконные.

    Полиция, дознание и следствие подчиняются прокуратуре. Прокуроры контролируют всю деятельность органов правопорядка и могут в любой момент вмешаться в производство.

    В рамках расследования уголовного дела прокуроры имеют следующие полномочия:

  • Прерывать или прекращать расследование по уголовному делу по веским основаниям;
  • Давать указания органам следствия в случае возврата уголовных дел о проведение дополнительные следственных мероприятий;
  • Утверждать обвинительные акты или обвинительные заключения по уголовным делам;
  • Передавать уголовные дела в суды для разбирательства;
  • Контролировать, чтобы подсудимые получали от следователей копии обвинительных актов;
  • Подписывать различные процессуальные документы, прекращающие уголовные дела;
  • Продлевать предварительное расследование;
  • Передавать дела от одного следователя к другому в случае веских оснований;
  • Освобождать должностных лиц от исполнения своих обязанностей, когда ими допущены серьезные нарушения процессуального порядка;
  • Принимать или отвергать самоотводы должностных лиц;
  • Решать вопросы по отводам прокурорам, следователям и дознавателям;
  • Одобрять возбуждение уголовных дел следствием или дознанием;
  • Контролировать соблюдение действующего законодательства в рамках деятельности правоохранителей при поступлении сообщения о преступлении.
  • Это далеко не полный перечень тех прав, которые закреплены за сотрудниками прокуратуры в рамках досудебного следствия.

    Многих интересует, может ли прокурор возбуждать уголовные дела самостоятельно. Такое право он имеет, если им получены существенные основания для уголовного преследования содеянного.

    Именно поэтому нередко граждане пишут свои заявления именно в прокуратуру, а не в полицию, пытаясь миновать ту инстанцию, которая может проигнорировать их обращение.

    При этом любые промедления в возбуждении уголовных дел или иных процессуальных действиях, которые впоследствии привели к большим жертвам или другим негативным последствиям, приводят к тому, что прокуратура проводит проверки в отношении сотрудник полиции.

    Может ли прокурор прекратить уголовное преследование – вопрос не однозначный. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор может только утвердить постановление дознавателя о прекращении дела.

    Сам же он это сделать не может. Но при этом он может отказаться от уголовного преследования с мотивировочной расшифровкой такого решения.

    По письменному запросу прокурор может получить право на ознакомление с материалами уголовного дела.

    Участие прокурора в судебном разбирательстве

    Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел допускается даже в рамках частного обвинения. В публичном обвинении именно сотрудник прокуратуры осуществляет государственное обвинение.

    Прокурор участвует в судебном разбирательстве на двух стадиях:

    • Судебное следствие;
    • Прения сторон.

    Прокурор также имеет право в дальнейшем обжаловать вынесенный судьей приговор, подав апелляционное постановление.

    Итак, государственный обвинитель осуществляет следующий набор процессуальных действий в рамках его судебного рассмотрения:

  • Излагает позицию обвинения – зачитывает обвинительный акт, рассказывает, кто и в чем обвиняется, и по какой статье преследуется совершенное виновным лицом деяние;
  • Задает уточняющие вопросы участникам процесса, допрашивает свидетелей в ключе обвинения;
  • Представляет доказательства виновности подсудимого по делу;
  • Имеет право заявлять ходатайства (о проведении экспертиз, о приобщении тех или иных документов, о проведении запросов);
  • Зачитывает показания свидетелей, не выступающих в судебном разбирательстве, в рамках изложения позиции обвинения;
  • В прениях высказывает обвинение и требуемое для виновника уголовное наказание – как правило, прокурор просит максимум по действующей правовой норме.
  • Явка государственного обвинителя является обязательным условием судебного разбирательства. Без прокурора нельзя рассматривать дело, оно должно быть отложено.

    Прокурора обязательно должны уведомить о месте и времени рассмотрения уголовного дела, вручив ему повестку под подпись.

    Оставшийся корешок повести с подписью прокурора позже подшивается в материалы дела для подтверждения факта уведомления.

    Когда потерпевший не является в судебное заседание, прокурор обязан заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела, так как он является непосредственным представителем потерпевшей стороны и обязан соблюдать, и защищать ее интересы.

    Прокурор после окончания рассмотрения уголовного дела должен получить копию приговора, который он может обжаловать.

    Все документы должны выдаваться прокурору под его подпись. Позже все эти заверения проверяются в ходе очередных судебных проверок.

    Прокурор обязан присутствовать на оглашении приговора. На практике, когда последнее слово по делу переносится на другое судебное заседание, прокуроры не приходят на него, и фактически не слушают оглашения приговора. Это нарушение законодательства.

    Прокуроры в рамках рассмотрения одного уголовного дела могут меняться. Каждый раз при смене прокурора в зале суда устанавливается его личность и решается вопрос о заявлении ему отводов.

    Замена прокурора в уголовном процессе допускается по отводу одного из участников сторон, кто считает государственного обвинителя заинтересованным в исходе дела.

    Прокурор имеет право в течение 3 суток после вынесения приговора по заявлению ознакомиться с протоколом судебного заседания. Разрешение на это выдается судьей.

    Обжаловать в апелляционной инстанции прокурор не может приговоры со следующими обстоятельствами:

    • Оправдательный приговор;
    • Приговор, не предусматривающий наказания.

    Государственный обвинитель может обжаловать приговоры в кассационной и надзорной инстанции.

    На практике в 2020 году прокуратура редко обжалует приговоры суда, так как судья дает примерно то наказание, какое требует обвинение, лишь незначительно его смягчая.

    Читать еще:  Требования предъявляемые к приговору в уголовном процессе

    Апелляционные постановления подаются прокуратурой только тогда, когда они сами находят в деле существенную ошибку, нередко не замеченную на стадии предварительного расследования, которая меняет суть рассматриваемого дела.

    Прокурор – это одна из ключевых фигур в уголовном судопроизводстве. Фактически именно на прокуратуре лежит вся ответственность за обоснованность и законность возбужденных уголовных дел, их расследование и судебное разбирательство.

    Без государственного обвинителя невозможно соблюдение принципа состязательности сторон, без его помощи права и интересы потерпевшей стороны могут быть ущемлены и не удовлетворены в полной мере.

    Прокурор в уголовном процессе: основные функции и прямые обязанности

    Каждый человек, который сталкивается с судебными разбирательствами, должен правильно понимать применение установленных законодательных норм. Они регулируют взаимоотношения судов с иными ветвями власти, в частности, с прокуратурой. Недавно у меня с мужем возник спор на тему, какую функцию выполняет прокурор в уголовном процессе.

    Мы пытались помочь нашим друзьям в заведенном на них деле. После выяснения всех вопросов можем с уверенностью сказать, что прокурор не превысил своих полномочий. Итак, в чем заключается работа прокурора, какие функции на него возлагаются и в решении каких вопросов принимает участие данное должностное лицо?

    Роль прокурора в стандартном судопроизводстве

    Вопрос, касающийся взаимодействия прокурора с сотрудниками исполнительной власти, можно охарактеризовать как простой и одновременно относительно сложный. Причина заключается в особенностях правового понятия общего процессуального законного положения, применяемого в разбирательствах и судопроизводствах.

    Основная роль данного сотрудника в судопроизводстве заключается в следующих действиях:

    1. Человек, занимающий должность прокурора, не является исключительно официальным государственным обвинителем. В процессе своей работы он выполняет иную, более важную для каждого человека функцию. Среди самых основных из них можно отметить официальное представительство общих интересов государства в официальных структурах, эффективная защита индивидуальных интересов, присущих юридическим и частным лицам.
    2. Прокурор по своей должности должен контролировать следование нормативам современного стандартного уголовного современного законодательства, применяемого при уголовном разбирательстве.

    Прокурор, как официальное государственное лицо, наделяется строгим перечнем прав и определенных полномочий. Он должен строго придерживаться их при проведении доверенного ему дела.

    Обязанности прокурора

    Каждый прокурор уполномочен в границах своей трудовой компетенции организовывать открытое преследование преступников. Одновременно с этим в перечень производимых работ входит тщательный надзор за производимой процессуальной делом. Речь идет о работе органов дознания и тех, кто проводит следствие.

    Говоря иными словами, прокурор современным законодательством рассматривается как непосредственный участник судопроизводственного процесса, находящийся исключительно на стороне обвинения.

    Согласно 37 статье УПК РФ, прокурор в процессе занимаемой должности обязан выполнять такие работы, как:

    1. Проверка качества исполнения актуальных требований современного законодательства в период приема заявления, регистрации зафиксированного преступления и получения сообщения о нем.
    2. Вынесение грамотного мотивированного решения относительно пересылки соответствующих доказательств и фактов в следственный орган или туда, где проводится допрос по зафиксированным нарушениям современного законодательства.
    3. Требование от следственного отдела полностью устранить обнаруженные в федеральном законодательстве нарушения. Обычно они проявляются при проведении положенного следствия.
    4. Составление официально заверенных указаний относительно направления производимого расследования и производства основных судебных манипуляций.
    5. Отмена или частичное изменение ранее выбранных ограничений. Проводится разработка новых действий по открытому процессу.
    6. Полная отмена незаконных решений или совершенно необоснованных с законной точки зрения постановлений нижестоящего официального должностного лица.
    7. Рассмотрение представленной следствием информации по несогласию с ранее выдвинутыми требованиями.
    8. Участие в заседаниях при изучении очередного разбирательства.
    9. Прокурору позволяется принимать решение в определении меры наказания. Это может быть заключение под стражу, значительное продление времени заключения, официальная отмена ранее установленной меры законного пресечения.
    10. Разрешение на оформление и осуществление отводов или самоотводов.
    11. Отстранение сотрудника дознавательного отдела от последующего расследования дела, если он нарушил требования современного УК.
    12. Полное изымание ранее заведенного дела у дознавателей и последующее перенаправление его в следовательский отдел. В подобном случае указываются основания для осуществления подобной операции.
    13. Передача уже открытого разбирательства из одного отделения расследования в иное. В некоторых случаях осуществляется перенаправление дела от официального органа власти к следователям.
    14. Официальное утверждение решения дознавателя по полному прекращению разбирательства.
    15. Одобрение обвинений и актов по делам, находящимся в процессе разбирательства.
    16. Возврат дела обратно в следовательский отдел со специальными прописанными указаниями и рекомендациями. Они могут касаться распоряжений по дополнительным расследованиям, по корректировке общей степени обвинения, переквалификации действий от обвинения при выявлении определенных процессуальных недостатков.

    Осуществление иных положенных полномочий, положенных прокурору по должности в общем и индивидуальном порядке, но в исключительно рамках УПК РФ.

    Ответственность за приговоры

    Прокурору позволяется внимательно изучить материалы открытого разбирательства. При ведении судопроизводства должностное лицо в идеале должно поддержать положенное решение, подкрепить его обоснованными факторами. Всеми перечисленными выше операциями и функциями могут заниматься сотрудники уголовного кодекса, занимающие такие серьезные должности:

    • Прокуроры города и районного центра.
    • Официальные заместители действующих прокуроров.
    • Лица, занимающие вышестоящие позиции.

    Прокуроры наделены правом полностью отказаться от проведения преследования. В данной ситуации указывается мотив подобного решения. Если руководитель следственных органов не соглашается с требованиями, выдвинутыми прокурором, последний имеет возможность обратиться с претензией к вышестоящему руководству.

    При каждом последующем отказе прокурор может обращаться к еще более серьезным должностным лицам, пока дело не дойдет до генерального прокурора РФ. Принятое им решение будет считаться окончательным и неоспоримым.

    Контроль за следственными органами

    Прямой должностной обязанностью прокурора является тщательный надзор за соблюдением закона сотрудниками дознания и за проведением предварительного следственного процесса. При организации контроля должностное официальное лицо преследует следующие цели:

    • Полное соблюдение прав человека и его свободы.
    • Контроль над полученными заявлениями о ранее совершенных или запланированных нарушениях закона.
    • Соблюдение порядка при осуществлении предварительного дознавательного расследования.
    • Контроль над уровнем законности решений, которые принимаются органами, осуществляющими допросы и предварительный следственный процесс.

    Прокурор имеет право вступить в процесс разбирательства на любом этапе его рассмотрения. Основанием для этого будет защита прав обычного человека или отстаивание интересов государства и общества.

    Дополнительные функции прокурора

    У прокурора существует несколько дополнительных функций. Они выполняются в том спектре, который зависит от каждого индивидуального случая. Среди них стоит отметить следующие:

    1. Участие в тщательном исследовании представленных доказательств.
    2. Выдача заключения по всем появляющимся в процессе ведения дела вопросам и проблемам.
    3. Прокуроры часто выступают в стандартных судебных разговорных прениях с заранее составленной обвинительной речью. Сюда можно отнести высказывание оценки всем собранным доказательствам, представление своего мнения о сложившихся обстоятельствах, оказывающих существенное влияние на заведенное дело.
    4. Высказывание суду своих соображений относительно задействования подходящего под статью УК и категории наказания подсудимого.

    Любой прокурор в состоянии обозначить в суде свои специальные кассационные или частные протесты на ранее принятое необоснованное или совершенно не соответствующее закону постановление.

    Данное должностное лицо вне зависимости от участия в суде имеет право исключительно в рамках своей компетенции истребовать дело, по которому уже было принято официальное решение. Подобная операция необходима, если в разбирательстве были использованы незаконные или фактами не обоснованные документы. Изъять их можно после привнесения протеста и обращения в более высокие официальные органы.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector