0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголовно процессуальные акты

Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение. — Шпаргалки по уголовному процессу

Деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и соответствующие ей правоотношения субъектов уголовного процесса находят отражение и закрепление в уголовно-процессуальных документах.

Такой подход законодателя к правовому регулированию данного вопроса позволяет осуществлять, по крайней мере:

а) проверку законности и обоснованности деятельности государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовное судопроизводство, и законности, обоснованности и справедливости принимаемых ими решений;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

б) обеспечивать надлежащую охрану прав, свобод и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;

в) формировать единообразие уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений на всей территории Российского государства.

Уголовно-процессуальный закон, употребляя термин «процессуальные документы», не дает определение этого понятия.

Представляется, что уголовно-процессуальный документ — письменный акт, в котором зафиксированы (закреплены) соответствующие действия всех участников уголовного судопроизводства и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс.

Документы в уголовно-процессуальном законодательстве и практике его применения имеют различные названия:

а) протоколы следственного действия или судебного разбирательства;

Узнай стоимость написания работы Получите ответ в течении 5 минут . Скидка на первый заказ 100 рублей!

б) постановления должностного лица органов предварительного расследования, прокурора или судьи;

в) жалобы, заявления граждан или рапорт должностного лица;

г) обвинительный акт, обвинительное заключение;

д) приговор, постановление или определение соответственно судьи или суда; и т.д.

Для того чтобы привести многочисленные уголовно-процессуальные документы в определенную систему, специалисты в области уголовного судопроизводства предприняли достаточно успешные попытки их классификации.

Среди документов различные авторы выделяют:

а) протоколы и постановления (решения)1;

б) письменные акты, закрепляющие решения, отражающие ход и результаты процессуальной деятельности, и иные документы2;

в) протоколы, документы, фиксирующие решения, и документы, связанные с общением участников процесса3;

г) документы информационно-удостоверительного и властно-распорядительного характера4.

Последняя точка зрения представляется нам теоретически и практически обоснованной в силу универсальности предложенной классификации уголовно-процессуальных документов.

Любой процессуальный документ должен отвечать требованиям законности, обоснованности, объективности, полноты и истинности содержания, ясности, грамотности и понятности его изложения, своевременности его составления.

В документах информационно-удостоверительного характера следует различать:

1) документы, обеспечивающие общение между различными участниками процесса и реализацию государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, своих полномочий;

2) протоколы следственных и судебных действий, направленных на собирание, исследование, проверку и оценку доказательств;

3) протоколы иных процессуальных действий.

Первую подгруппу составляют процессуальные документы — уголовно-процессуальные акты, в которых реализуются полномочия государственных органов и должностных лиц в процессе общения с другими участниками уголовного судопроизводства.

В эту подгруппу входят письменные указания и поручения, требования о предоставлении предметов и документов, подписки, обязательства, объяснения, заявления о самоотводе, акты документальных проверок, ревизий, инвентаризаций и т.п.

Вторую подгруппу составляют протоколы следственных и судебных действий — уголовно-процессуальные акты, в которых отражаются факт совершения, ход, содержание и результаты следственных и судебных действий по собиранию, исследованию, проверке и оценке доказательств.

Эту подгруппу уголовно-процессуальных документов составляют, например,. протоколы обыска, выемки следственного эксперимента в стадии предварительного расследования, протоколы судебного разбирательства, производства отдельных судебных действий (например, протокол осмотра судом местности) и т.д.

Протоколы следственных и судебных действий состоят обычно из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

Согласно ст. 166 УПК РФ протокол следственного действия составляется в ходе его производства или непосредственно после его окончания.

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

Для обеспечения полноты протокола могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и (или) видеозапись.

Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и (или) видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе указываются:

место и дата производства следственного действия, время его

начала и окончания с точностью до минуты;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях — его адрес и другие данные о личности.

Читать еще:  Требования к оформлению процессуальных документов

В протоколе описываются уголовно-процессуальные действия в том порядке, в котором они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления и ходатайства лиц, участвовавших в следственном действии.

В протоколе следственного действия должны быть указаны также технические средства, примененные в его ходе, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты.

В протоколе следственного действия должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении технических средств.

Протокол следственного действия предъявляется для ознакомления всем его участникам, независимо от их уголовно-процессуального статуса (положения).

При этом данным лицам разъясняется их право делать подлежащие обязательному внесению в протокол следственного действия замечания о дополнении или уточнении его содержания.

Все внесенные в протокол следственного действия дополнения и замечания должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.

Протокол подписывается следователем и всеми лицами, участвовавшими в следственном действии.

К протоколу могут быть приложены фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса и иных следственных действий, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные в ходе следственного действия.

При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителей, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представители или свидетель, не приводить данные об их личности.

В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.

Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Протокол должен также содержать отметку о разъяснении участникам следственного действия их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями соответствующих участников следственного действия.

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного участника уголовного процесса подписать протокол следственного действия следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в следственном действии.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол следственного действия, должна быть предоставлена возможность изложить, объяснить причины отказа от подписи. Это объяснение должно быть занесено в протокол данного следственного действия.

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не могут подписать протокол следственного действия, то ознакомление этих лиц с текстом протокола производится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания (ст. 167 УПК РФ).

Протоколы иных уголовно-процессуальных действий — уголовно-процессуальные акты, удостоверяющие выполнение обязанностей государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

К ним относятся протоколы принятия устного заявления о преступлении (ст. 141 УПК РФ), явки с повинной (ст. 142 УПК РФ), объявления об окончании предварительного следствия и предъявлении материалов дела для ознакомления участникам процесса, указанным в законе (ст. 217, 218 УПК РФ), и некоторые другие.

Уголовно-процессуальные документы властно-распорядительного характера — процессуальные акты, в которых содержатся решения государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

К этим уголовно-процессуальным документам относятся:

а) приговоры судьи (или суда в коллегиальном составе), определения и постановления судов;

б) постановления органов предварительного расследования (начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа), прокурора и судьи;

в) представления органов предварительного расследования и частные определения суда или постановления судьи с требованиями об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и нарушений законов;

г) обвинительные заключения и обвинительные акты органов предварительного расследования.

Особую подгруппу составляют, по нашему представлению, вердикты коллегии присяжных заседателей, так как они не являются должностными лицами в буквальном смысле данного термина.

Читать еще:  Уголовно процессуальное доказывание доказательственное право

К этим документам предъявляются дополнительные требования в виде их законности, обоснованности, мотивированности и справедливости.

Наиболее распространенными в этой группе являются постановления, содержание и форма которых явно недостаточно урегулированы уголовно-процессуальным законодательством в силу утра-

ты юридической силы главы 57 УПК РФ, которая содержала образцы процессуальных документов.

К устранению из содержания уголовно-процессуального закона бланков различных документов мы относимся отрицательно потому, что в настоящее время сотрудникам следственных органов каждого субъекта Российской Федерации придется разрабатывать собственные образцы документов. Между тем следовало бы, по нашему мнению, усовершенствовать содержание главы 57 УПК РФ в соответствии с современными требованиями уголовно-процессуального закона.

В постановлении различают вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную части.

Вводная часть постановления в самом общем виде содержит сведения:

а) о наименовании документа;

б) о месте и времени его составления;

в) о должности, звании (или чине), фамилии и инициалах составителя постановления;

г) об уголовном деле (или материалах), на основании которого принимается соответствующее решение.

В описательно-мотивировочной части постановления излагаются:

а) установленные на момент принятия решения фактические обстоятельства совершения преступления и иные основания для составления документа;

б) мотивы принятия уголовно-процессуального решения;

в) нормативно-правовые основы составления уголовно-процессуального документа со ссылками на конкретные нормы уголовно-процессуального и уголовного закона.

Резолютивную часть постановления составляют собственно решения, определяющие:

а) поступательное движение уголовного дела;

б) наделение участников уголовного процесса определенным уголовно-процессуальным статусом;

в) возможность или необходимость производства следственных и иных уголовно-процессуальных действий;

г) применение мер уголовно-процессуального принуждения к участникам уголовного процесса;

д) разрешение иных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных вопросов; и т.д.

Согласно ст. 474 УПК РФ процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом.

В случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных типографским, электронным или иным способом, они могут быть написаны от руки.

Уголовно-процессуальные акты

Составной частью уголовно-процессуальной формы являются уголовно-процессуальные акты. УПК требует, чтобы все процессуальные действия и решения были закреплены путем составления соответствующих процессуальных документов. Без этого нет уголовного процесса, нет уголовных дел.

Все процессуальные документы можно разделить на две группы: протоколы и решения.

Протоколы удостоверяют факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий. Протоколы можно разделить на следующие виды: 1) протоколы следственных и судебных действий, которые удостоверяют обстоятельства, имеющие значение для дела. Они являются источниками доказательств; 2) протоколы процессуальных действий органов предварительного расследования по обеспечению прав участников процесса (например, протокол ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела); 3) протоколы, отражающие факт нарушения кем-либо из участников процесса своих обязанностей.

Решения — это процессуальные документы, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и реализующие властные предписания компетентных должностных лиц об определенных правовых действиях.

Решения в отличие от протоколов являются актами применения норм права и характеризуются рядом признаков: а) выносятся только государственными органами или должностными лицами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность в пределах их компетенции; б) выражают властные полномочия вынесшего их должностного лица и обеспечиваются принудительной силой государства; в) порождают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные правоотношения; г) принимаются в установленном законом порядке и выражаются в определенной, установленной законом форме.

По своей форме решения, как правило, состоят из вводной, описательной и резолютивной частей. Содержание решения должно отражать цель, для которой оно принимается, фактические и юридические основания его принятия, мотивы.

Можно выделить следующие группы решений:

  1. постановления – единоличные (как правило) решения дознавателя, следователя, прокурора, судьи;
  2. определения – коллегиальные решения, вынесенные судом первой инстанции и вышестоящими судебными инстанциями;
  3. приговор – решение суда первой или апелляционной инстанции, вынесенное по вопросам о виновности или невиновности подсудимого и о назначении либо освобождении его от наказания;
  4. вердикт – решение коллегии присяжных о виновности или невиновности подсудимого;
  5. представление прокурора – акт его реагирования на судебное решение или решение следователя;
  6. санкция прокурора – дача согласия дознавателю на производство некоторых процессуальных действий (например, на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения).
  1. Уголовно-процессуальное право. Нормы уголовно-процессуального права, структура и виды.

Внешнюю форму уголовно процессуального права составляют его источники, внутреннюю – правовые нормы.
Содержанием уголовно процессуальных норм являются правила поведения субъектов уголовно процессуального права. Субъект уголовно процессуального права, реализуя права и обязанности, содержащиеся в нормах права, вступает в уголовно процессуальные отношения. Тем самым субъект уголовно процессуального права становится субъектом конкретного правоотношения по конкретному уголовному делу.
Общетеоретические положения о нормах права в значительной степени распространяются на уголовно процессуальные нормы. Они установлены государством, имеют общий и общеобязательный характер. Их применение обеспечено механизмом государственного принуждения. Они направлены на достижение задач уголовно процессуального права.
Нормы уголовно процессуального права выполняют регулятивные (правоустанавливающие) функции, направленные на установление уголовно правовых отношений и породивших их юридических фактов (совершение преступлений), от чего, в свою очередь, зависит приведение в действие механизма применения уголовной ответственности. Что означает выполнение нормами уголовно процессуального права и регулируемыми ими отношениями охранительных функций.
Вне зависимости от формы изложения содержания нормы уголовно процессуального права (дозволения или запрета) она непременно содержит указания на то, как должен или может вести себя (т. е. действовать или воздержаться от действия) субъект уголовно процессуальных отношений. При этом субъективные права и обязанности взаимосвязаны, так как не существует субъективного процессуального права, реализация которого не означала бы выполнения соответствующей обязанности. Вот почему процессуальные нормы носят двусторонний, представительно обязывающий характер.
Общепризнанным является взгляд на трехчленную структуру нормы уголовно процессуального права; в которой усматривается наличие таких составных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза – это условие, при наличии которого действует правило, содержащееся в правовой норме. Она может быть: абсолютно определенной, относительно определенной и смешанной.
Так, устанавливая, что суд присяжных в краевом, областном, городском суде рассматривает дела о преступлениях, по ходатайству обвиняемого, законодатель тем самым указывает абсолютно определенное условие – наличие четко выраженной воли обвиняемого.
Предусматривая возможность соединения в одном производстве лишь дела по обвинению нескольких лиц в соучастии в совершении одного или нескольких преступлений, законодатель устанавливает относительно определенное условие. Так, законом установлено, что «…гражданский иск предъявляется после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного расследования» (ч. 2 ст. 44 УПК РФ). Ст. 44 УПК РФ содержит относительно определенное условие, согласно которому иск может быть предъявлен: на начальном этапе расследования или после появления в процессе такого субъекта, как подозреваемый, или после привлечения лица в качестве обвиняемого, или при окончании расследования. В указанных рамках лицо, которому причинен материальный ущерб преступлением, имеет право выбора момента предъявления иска. В рассматриваемом случае – гипотезу можно назвать сложной: законодатель ввел в норму не только относительно определенное, но и абсолютно определенное условие. Последнее усматривается в установлении жесткого положения: иск может быть рассмотрен только в том случае, если он предъявлен до начала судебного следствия. Такую гипотезу было бы правильно назвать смешанной.
Диспозиция уголовно процессуальной нормы представляет собою правило поведения субъекта или субъектов уголовного процесса.
Санкция – указание на последствия нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения диспозиции нормы (или ряда норм), в том числе и на возможность применения меры воздействия к субъекту.
Уголовно процессуальным кодексом РФ предусмотрены санкции следующего характера:
а) процессуально принудительные – предусматривающие возможность применения мер принуждения;
б) процессуально штрафные – устанавливающие возможность применения штрафа, денежного взыскания, а также обращения внесенного залога в доход государства;
в) процессуально восстановительные – предусматривающие отмену принятого процессуального решения; изменение принятого решения; возвращение уголовного дела для дополнительного расследования;
г) процессуально предупредительные – отвод судьи, прокурора, следователя, дознавателя, переводчика, специалиста, эксперта, защитника, представителя, секретаря судебного заседания; отстранение присяжного заседателя, изъятие прокурором дела от органа дознания и передача его следователю и т. д.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Читайте также:

  1. Все уголовно-процессуальные нормы условно можно разделить на четыре группы.
  2. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение.
  3. Уголовно-процессуальные функции
  4. Уголовно-процессуальные функции.