0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участие присяжных заседателей в уголовном процессе

Реформа суда присяжных. Изменения, которые вступят в силу с 1 июня 2018 года

Председатель коллегии адвокатов «Мистюков, Погуляев, Ванатский» (адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В России к компетенции суда присяжных отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могут рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 Уголовно-процессуального кодекса). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Как видно из данных: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Часть из них вступила в действие, но основные изменения ждут нас 1 июня 2018 года.

Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей к компетенции районных судов и гарнизонных военных судов (на одну ступень судебной системы ниже, чем до изменений) по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст.277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей. При этом стоит обратить внимание на то, что новые составы, по которым обвиняемый может избрать суд присяжных, в основном весьма экзотические: ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 УК РФ («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»). Пожалуй, преступления по ч. 1-2 ст. 105 УК РФ («Убийство») и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») будут чаще остальных рассматриваться в суде присяжных.

Как и ранее, после вступления в силу указанных изменений суд присяжных останется недоступным для основной массы обвиняемых. Его компетенция не распространяется на кражи, мошенничество, преступления при осуществлении предпринимательской деятельности.

Еще одно изменение – это сокращение кандидатов в присяжные и сокращение непосредственно количества присяжных. В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов. В вышестоящем суде коллегия присяжных заседателей будет состоять из 8 человек при не менее 14 кандидатах. До изменений закон предусматривает 12 членов коллегии из не менее чем 20 кандидатов.

Относительно сокращения численности коллегии присяжных заседателей есть свои «за» и «против». На практике период формирования коллегии присяжных заседателей может затянуться на срок более года. Все это время подсудимые будут находиться под стражей. Формально, у суда нет обязанности изменить меру пресечения на не связанную с изоляцией от общества из-за того, что не получается собрать коллегию присяжных. С этой точки зрения уменьшение числа присяжных является положительным фактором, так как будет способствовать более быстрому формированию коллегии. Представляется, что законодательное сокращение коллегии присяжных – это ненадлежащий способ достижения цели. По сути, государство констатирует, что не может создать правовую среду, в которой кандидаты в присяжные не будут уклоняться от явки в суд. Вместо того, чтобы решать вопрос с систематическими неявками кандидатов в присяжные, законодатель сократил численность коллегии присяжных. Соответственно, с сокращением числа присяжных возрастает риск неправомерного влияния на вердикт. Очевидно, что на 6 или 8 человек повлиять легче, чем на 12. При этом данное изменение проводится ввиду того, что собрать 12 присяжных дорого, но закон, как уже отмечалось, предусматривает, что дела с участием присяжных будут рассматриваться в районных и гарнизонных военных судах. Эти суды не приспособлены для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Потребуется масштабная закупка соответствующей мебели для размещения коллегий, расширение залов и проведение дополнительного обучения. Поэтому, довод о необходимости сокращения количества присяжных из-за дороговизны формирования коллегии, выглядит надуманным.

Изменения не коснулись самого главного – процесса доказывания. По-прежнему, присяжных будут удалять в совещательную комнату каждый раз при обсуждении процессуальных вопросов, в том числе ходатайств о приобщении или исключении доказательств. Практикующие адвокаты сталкиваются с проблемой, состоящей в том, что именно профессиональный судья решает какие доказательства будут представлены присяжным, и присяжные даже не знают о тех доводах о недействительности доказательств, которые приводит сторона защиты. Существующий порядок позволяет профессиональному судье так «отфильтровать» доказательства, что у присяжных формируется мнение о виновности подсудимого. Многие специалисты считают, что присяжные должны присутствовать при обсуждении относимости и допустимости доказательств.

Анализ перспектив применения нововведений на практике показывает, что изменения коснутся преимущественно организационных аспектов работы судов, но не приведут к значительному улучшению ситуации с защитой прав и свобод граждан. Реформа должна продолжаться и двигаться в направлении увеличения составов преступлений, рассматриваемых судом присяжных, большей открытости процесса для присяжных и реальной, а не мнимой состязательности обвинения и защиты.

Глава ВС Вячеслав Лебедев поддержал скорую судебную реформу

Революционные преобразования могут произойти в судебной системе России. Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев в соответствии с поручениями президента Владимира Путина предложил распространить суд присяжных на большинство уголовных дел о тяжких преступлениях; ввести в составы судей судебных следователей; продолжить сокращение дел, рассматриваемых в особом порядке, а мелкие кражи даже с банковских счетов перевести из уголовно наказуемых в административные деяния. Господин Лебедев надеется, что обсуждение и введение в законодательство его личных инициатив не займет десятилетия, как это произошло с другими судебными реформами. По данным высокопоставленных источников “Ъ”, уже принято принципиальное решение о расширении подсудности дел присяжных, однако вводиться это будет постепенно.

На совещании судей федеральных судов председатель ВС Вячеслав Лебедев подвел итоги их работы за прошлый год. Однако, дойдя до судов присяжных и сообщив, что на уровне субъектов федерации они рассмотрели 273 дела в отношении 419 обвиняемых, оправдав 80 из них, а в районах — 153 из 585 подсудимых, господин Лебедев неожиданно сообщил, что считает возможным распространить их на все дела о тяжких преступлениях, в том числе в сфере предпринимательской деятельности. Исключение, по его мнению, может быть сделано только для уголовных дел, содержащих сведения, составляющие гостайну. К таковым, например, относятся дела о шпионаже и измене родине. Уже после совещания господин Лебедев объяснил журналистам, что о возможном расширении подсудности дел присяжным говорилось в недавнем поручении президента Владимира Путина. Поручения, напомним, были даны после декабрьской встречи господина Путина с членами Совета по правам человека при президенте, на которой по теме реформирования судебной системы с кратким докладом выступил адвокат Генри Резник (см. “Ъ” от 13 и 30 января).

Как менялся суд присяжных в России

По словам главы ВС, распространить народный суд на десятки новых составов преступлений, в том числе мошенничество и растрату, являлось его личной инициативой, одобренной зампредами Верховного суда. Однако сама идея пока не оформлена и не направлена в администрацию президента.

Так же обстоит дело и с другим поручением Владимира Путина — о возможном введении института судебных следователей. По словам Вячеслава Лебедева, эти представители судебной системы могли бы рассматривать ходатайства об арестах и их продлении; санкционировать обыски и другие следственные мероприятия, а также рассматривать допустимость доказательств, представленных органами предварительного расследования.

Следует отметить, что похожие функции были предложены судебным следователям еще в 2015 году, когда Владимир Путин впервые предложил обсудить необходимость их создания. Причем инициатива тогда исходила от бывшего министра финансов и зампреда правительства Алексея Кудрина, возглавляющего сейчас Счетную палату. Однако предложение получило в основном негативные отзывы от министерств и ведомств. В частности, в Генпрокуратуре решили, что после введения следственных судей нужно будет решить вопрос и со специализацией служителей Фемиды, чтобы одни и те же судьи не могли избирать меру пресечения и рассматривать дела, поскольку это может привести к их заинтересованности в исходе процессов. Специализация же влекла за собой увеличение штатов судей и их помощников, то есть дополнительные расходы, на которые власти тогда не пошли.

В частности, он полагает, что кражи в размере до 2,5 тыс. руб. с банковских счетов или электронных средств на эту сумму (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК), за которые предусмотрено до шести лет заключения, для лиц, впервые их совершивших, должны быть переведены в разряд административных правонарушений. По ст. 7.27 КОАП РФ за «мелкое хищение» может быть назначен штраф в размере пятикратной стоимости похищенного, административный арест или исправработы.

Председатель ВС обратил внимание судей на то, что обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) УК РФ «нередко предъявляется без достаточных оснований», в связи с чем следует «с повышенным вниманием относиться к проверке обоснованности таких обвинений». Согласно приведенной господином Лебедевым статистике, в 2019 году судами были рассмотрены уголовные дела в отношении 493 человек, обвиняемых по ст. 210 УК РФ. Из них осуждено только 233 лица, или 47%, а в отношении большинства остальных уголовное преследование в этой части прекращено по реабилитирующим их обстоятельствам.

Читать еще:  Участие защитника в предварительном следствии упк рф

Среди оправданных по обвинениям в ОПС можно выделить бывшего главу Республики Коми Вячеслава Гайзера, получившего половину из запрошенного для него срока в 21 год. При этом обвинение в ОПС позволило содержать его под стражей весьма длительный срок.

Как Владимир Путин предложил скорректировать судебную систему

Господин Лебедев между тем отметил, что, пожалуй, впервые за последние годы значительно сократилось количество уголовных дел, рассматриваемых судами в особом порядке. Если в общем порядке было рассмотрено 45% уголовных дел, по которым проходили 372 тыс. человек (осуждены 245 тыс., а 2,2 тыс. оправданы), а в отношении остальных преследование было прекращено судом или приняты меры принудительного медицинского лечения, то еще 376 тыс. лиц осуждены в особом порядке. При этом дел без судебного следствия рассмотрено на 23% меньше, чем в позапрошлом году. Господин Лебедев считает, что в этом прежде всего заслуга прокуратуры, которая более тщательно подходила к данной процедуре, и самих судов. Кстати, президент Владимир Путин ранее заявлял, что особый порядок не должен служить для прикрытия «некачественной, некомпетентной работы следствия».

Председатель Верховного суда рассчитывает, что оглашенные им предложения уже вскоре начнут обсуждаться исполнительной и законодательной властями, а также институтами гражданского общества и будут реализованы. «Говорить можно много, но если это не будет реализовано, то какой толк от этого обществу!» — отметил он, выразив надежду, что новая реформа пройдет быстрее, чем другие, связанные с правосудием. Некоторые из них, по словам господина Лебедева, заняли десятилетия.

«Суд присяжных — это максимальная состязательность в уголовном судопроизводстве, а по экономическим делам это особенно важно,— отметил “Ъ” уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов.— Основная часть обвинений выдвигается по статье 159 УК (мошенничество). Сегодня следователь на свое усмотрение трактует действия как носящие преступный умысел, а суд, как правило, идет у него на поводу. Если же рассматривать дело будут присяжные, обвинению придется доказывать, что действия предпринимателей, причинившие кому-то ущерб, были заранее спланированы, а не стали, скажем так, стечением обстоятельств. А доказать это не так-то легко». По словам господина Титова, следственные судьи должны не рассматривать дело по существу, а заниматься процессуальными вопросами — избранием меры пресечения, ходатайствами об аресте имущества, приобщении результатов экспертизы. «Сегодня, когда один и тот же судья занимается всем, может возникнуть случай вроде того, который был в нашей практике. Судья 17 раз продлевала обвиняемому заключение в СИЗО. Конечно, в приговоре она не могла указать срок меньше того, который обвиняемый уже отбыл под следствием! Введение института следственных судей — дополнительные затраты, но на них нужно пойти, потому что это решает системные проблемы».

Эксперты ОГФ предложили ряд решений для выхода российской судебной системы из кризиса недоверия

Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко заявил “Ъ”, что российское адвокатское сообщество «положительно оценивает» инициативу ВС РФ о расширении уголовных составов, в которых возможно участие присяжных. По его словам, еще с начала 2000-х годов, когда были проведены первые эксперименты с введением присяжных, защитники ратовали за тотальное расширение компетенции суда присяжных. Господин Пилипенко напомнил, что год назад суды присяжных начали работать на районном уровне. «К новой практике уже привыкли, хотя число присяжных оказалось меньше, но разница очевидная — присяжные выносят, как было объявлено сегодня, до 26% оправдательных вердиктов на фоне 1% у обычных судей»,— заявил “Ъ” глава ФПА. Он отметил, что сам институт присяжных «очень полезен для страны», так как помогает воспитывать граждан в духе ответственности за участие в процессе, добросовестного исполнения своего гражданского долга, участия в чужой судьбе и проч. Как подчеркнул Юрий Пилипенко, вопрос о расширении списка статей УК, подсудных присяжным, в прошлом году поднимал перед президентом России его коллега Генри Резник, хотя последний говорил о более широкой компетенции присяжных. При этом он отметил, что у адвокатов есть ряд важных вопросов к работе судов присяжных, связанных в том числе с отменой вынесенных вердиктов.

По словам президента ФПА, к теме следственных судей имеются различные подходы, связанные с теми полномочиями, какие они могут получать и как они будут реализованы на практике, не произойдет ли слияния следователей и судей и т. д. «Здесь нас сразу память возвращает к прокурорскому надзору»,— заявил господин Пилипенко, который считает, что ранее тот был более эффективен.

Отметим, что прокурорский надзор планируется усилить в стадии досудебного производства. Согласно этому предложению, которое пока также не оформлено законодательно, следователь вначале должен обращаться в надзор, а уже тот — выходить в суд с ходатайством об аресте обвиняемого или подозреваемого и продлении данной меры пресечения.

По данным собеседника “Ъ”, средства потребуются как на дополнительное оборудование судов, так и на оплату самих народных судей. Сейчас они получают половину оклада профессионального судьи за сутки работы, в среднем от 700 руб. до 1 тыс. руб. Если суточный заработок заседателя по основному месту работы больше, чем в суде, государство возмещает ему недополученные средства в полном объеме, а также иные расходы. Списки кандидатов в присяжные составляются раз в четыре года, а обновить их предполагается в 2022 году, когда уже может быть расширена подсудность дел, рассматриваемых прежде всего в районных судах.

Процессуальный статус присяжного заседателя в уголовном процессе

Дата публикации: 24.11.2018 2018-11-24

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Путилин Д. С. Процессуальный статус присяжного заседателя в уголовном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 144-146. — URL https://moluch.ru/archive/233/54209/ (дата обращения: 14.02.2020).

В данной статье рассмотрен порядок отбора присяжных заседателей, их права и обязанности.

Ключевые слова: присяжный заседатель, процессуальный статус, права, обязанности.

В современном российском законодательстве имеют место проблемы формирования процессуального статуса присяжных заседателей и их деятельности.

Право гражданина выступать в суде в качестве присяжного заседателя закреплено в Конституции РФ [1], а также является гражданским долгом в соответствии с Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» [5]. Обязанности присяжного заседателя выполняются гражданином на добровольной основе, т. к. в случае нежелания принимать участие в рассмотрении уголовного дела объективность и беспристрастность оценки обстоятельств дела ухудшается.

Присяжным заседателем является гражданин России, привлекаемый в судебный процесс в соответствии с законодательно установленным порядком. Для выполнения судейской функции граждан наделяют определенными правами и обязанностями. Вынесение решение по уголовному делу происходит под присягой и в составе коллегии.

Для выполнения функций присяжного заседателя в суде гражданин должен обладать следующими признаками: обязательное наличие гражданства РФ; высокий уровень профессиональных знаний; возможность временно исполнять полномочия; принимать решения независимо и самостоятельно; умение работать в коллективе; возможность принять присягу и выполнять судейскую функцию.

В современной юридической литературе вопросы, посвященные процессуальному статусу присяжных заседателей в уголовном процессе, исследованы отрывочно и фрагментарно.

Порядок отбора кандидатов для присяжных заседателей закреплен в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» и в разделе XII главы 42 УПК РФ [2].

Не могут стать присяжными заседателями (п. 2 ст. 3 ФЗ О присяжных заседателях) [5]:

‒ граждане возраст, которых менее 25 лет;

‒ лица с непогашенной и неснятой судимостью;

‒ лица, которых в судебном порядке признали недееспособными, либо ограниченными в дееспособности;

‒ граждане, находящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах.

Для рассмотрения конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются (п. 3 ст. 3 ФЗ О присяжных заседателях) [5]:

Во-первых, лица, которых подозревают или обвиняют в преступлении;

Во-вторых, граждане, не владеющие языком, на котором будет производиться судебное разбирательство;

В-третьих, лица с физическими и психическими недостатками.

Перечисленные выше факторы препятствуют полноценному участию граждан в судебном процессе.

Формирование коллегии присяжных заседателей является сложной процедурой. Этапы формирования коллегии присяжных заседателей:

1) составление списков кандидатов;

3) формирование коллегии.

Этапы составления списков кандидатов и их отбор для отправления правосудия не обладают процессуальным характером. При этом стоит отметить важность этих этапов для хода судебного разбирательства. Например, если списки кандидатов в присяжные заседатели составлены не надлежащим образом, а порядок формирования коллегии не соответствует УПК РФ, то приговор можно отменить.

Минимальное количество кандидатов в присяжные заседатели составляет двадцать человек. Эти сведения вносятся в постановление о слушании уголовного дела в суде (ч. 4 ст. 325 УПК РФ) [2].

Далее происходит отбор кандидатов в присяжные заседатели из числа кандидатов присутствующих в суде (общего и запасного списка) посредством случайной выборки, формирующей коллегию присяжных заседателей на основании принципа объективности и беспристрастности.

Читать еще:  Уголовно процессуальные нормы понятие виды особенности

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или муниципального образования раз в четыре года составляет общий и запасной список кандидатов присяжных заседателей (ст. 4 ФЗ О присяжных заседателях) [5].

В предварительный список вносится следующая информация: личные данные кандидатов и домашний адрес. Предварительный список кандидатов присяжных заседателей формируется путем случайной выборки. Список закрепляется подписью секретаря судебного заседания или помощника судьи.

Заблаговременно, но не менее, чем за семь дней до момента начала судебного разбирательства кандидаты извещаются о дате, времени прибытия в суд (п. 6 ст. 326 УПК РФ) [2].

Коллегия присяжных заседателей согласно ч. 23 ст. 328 УПК РФ формируется в закрытом судебном заседании [2].

В начале закрытого судебного заседания для присяжных заседателей председательствующий судья произносит вступительное слово, представляет участвующие стороны, сообщает необходимые сведения о рассматриваемом уголовном деле и продолжительность его разбирательства, разъясняет задачи и условия участия присяжных заседателей в суде (ч. 1 ст. 328 УПК РФ) [2].

После чего кандидатам задаются вопросы, на которые они должны ответить максимально правдиво; предоставить достоверную информацию (о себе, отношениях с другими участниками процесса, обстоятельствах, препятствующих их участию в судебном разбирательстве) (ч. 2 ст. 328 УПК РФ) [2].

Далее каждый кандидат в присяжные заседатели обсуждается в том порядке, в котором они находятся в предварительном списке.

Рассмотрев все немотивированные отводы кандидатов, секретарь или помощник судьи согласно указанию председательствующего судьи составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в последовательности первоначального списка (ч. 17 с. 328 УПК РФ) [2].

В протокол судебного заседания вносится только четырнадцать кандидатов в присяжные заседатели, двенадцать из которых — это коллегия присяжных заседателей, а два человека составляют запасной список (ч. 18 с. 328 УПК РФ) [2]. Количество запасных присяжных заседателей может быть увеличено решением председательствующего судьи на основании характера и сложности рассматриваемого уголовного дела.

Завершающий этап формирования коллегии присяжных заседателей — это объявление судьей результатов отбора и оглашение присяжных заседателей, которые занесены в протокол судебного заседания.

Вопрос формирования коллегии присяжных заседателей остается достаточно злободневным на сегодняшний день в деятельности суда присяжных. Порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели и формирование коллегии должно быть построено т. о. чтобы исключать возможность произвольного или предвзятого их отбора, необъективности осуществления правосудия.

Права и обязанности присяжных заседателей.

На основании п. 1 ч.1 ст. 333 УПК РФ присяжные заседатели и в том числе запасные, наделены правом исследования всех обстоятельств уголовного дела. Данное право может быть детализировано в конкретных правах присяжных на участие в таком исследовании [2].

После допроса подсудимого, потерпевшего, свидетелей и эксперта присяжные заседатели могут задавать им вопросы в письменном виде (ч. 4 ст. 335 УПК РФ) [2]. Вопрос задается путем подачи записки через старшину коллегии присяжных заседателей. Старшина коллегии передает вопросы председательствующему судье для оценки на предмет относимости к делу и надлежащей формулировки.

Присяжные заседатели имеют право на осмотр вещественных доказательств, документов и производство иных следственных действий (п. 1 ч. 1 ст. 333 УПК РФ) [2]. На сегодняшний день в судебной практике сложилось некоторое правило не исследовать с участием присяжных заседателей так называемые «сложные» доказательства.

Несмотря на исчерпывающее закрепление в УПК РФ комплекса прав и обязанностей присяжных заседателей, с их реализацией на практике нередко возникают проблемы, от своевременного и эффективного разрешения которых зависит дальнейшее успешное функционирование суда присяжных в России.

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52. — Ст. 4921.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. О судах общей юрисдикции в РФ: федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 898.
  5. О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3528.
  6. О статусе судей в РФ: закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132–1 // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 26. — Ст. 2399.
  7. Делигиоз, Т. И. Формирование коллегии присяжных заседателей / Т. И. Делигиоз // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 488–492.
  8. Ендольцева, А. В. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): учебник / под ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой, Е. Н. Клещиной. — М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. — 727 с.
  9. Ильюхов, А. А. Порядок отбора кандидатов в присяжные заседатели в России: история и современность / А. А. Ильюхов // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2011. — № 5. — С.54–61.
  10. Моисеева, Т. В. Объективная и беспристрастная коллегия присяжных заседателей: общие условия формирования / Т. В. Моисеева // Журнал российского права. — 2017. — № 11 (179). — С. 79–84.
  11. Тисен, О. Н. Теоретические и практические проблемы формирования коллегии присяжных заседателей: дисс. канд. юрид. наук:12.00.09 / О. Н. Тиссен. — Оренбург, 2009. — 201 с.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах: вступает в силу ряд законодательных изменений

Конституцией Российской Федерации закреплено право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 2 статьи 47 Конституции РФ).

01 июня 2018 года вступают в силу законодательные изменения о расширении применения института присяжных заседателей, внесенные, в частности, Федеральными законами от 23 июня 2016 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».

Так, с 1 июня 2018 г. институт присяжных заседателей вводится в районных судах и гарнизонных военных судах. Присяжным заседателем является лицо, привлеченное в установленном УПК РФ порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта (не приговора).

Участие присяжных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Рассмотрению судьей районного суда и коллегией из 6 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого подлежат уголовные дела о преступлениях, предусмотренных

— ч. 2 ст. 105 («Убийство»),

— ч. 5 228.1 («Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»),

— ч. 4 ст. 229.1 («Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»),

— ст. 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»),

— ст. 295 («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»),

— ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»)

— ст. 357 («Геноцид») Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы в соответствии с положениями ч. 4 ст. 66 и ч. 4 ст. 78 УК РФ,

— уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») УК РФ.

В судах уровня субъекта (Московский городской суд) профессиональный судья и коллегия из 8 присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматривают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105 («Убийство»), ч. 4 ст. 210 («Организация преступного сообщества и(или) участие в нем»), ч. 5 ст. 228.1 («Незаконные производство, сбыт, а также пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов…»), ч. 4 229.1 («Контрабанда наркотических средств»), ст. 277 («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»), ст. 295 («Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»), ст. 317 («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ст. 357 («Геноцид»), ч. 3 ст. 126 («Похищение человека»), ст. 209 («Бандитизм»), ч. 1-3 ст. 211 («Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава»), ст. 227 («Пиратство»), ст. 353 («Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны») – ст. 356 («Применение запрещенных средств и методов ведения войны»), ст. 358 («Экоцид»), ч. 1, 2 ст. 359 («Наемничество»), ст. 360 («Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой») УК РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Читать еще:  Ходатайство о общественном защитнике по уголовному делу

При этом присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Граждане могут исключаться из списков кандидатов в присяжные заседатели, в частности, в случаях подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, — в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте «е.1» настоящего пункта, — в течение пяти лет со дня увольнения;

За время участия в осуществлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

В настоящее время районные суды г. Москвы обустроены необходимыми для обеспечения процесса судопроизводства с участием присяжных заседателей залами судебных заседаний со специально отведенными для присяжных местами, совещательными комнатами. К примеру, в каждом районном суде оборудован 1 зал для присяжных заседателей (исключением является здание Савеловского районного суда, строительство которого начнется в ближайшее время), в строящихся зданиях Тверского, Мещанского и судов будет оборудовано 2 зала. Судьи и сотрудники аппарата суда прошли необходимое обучение.

Сообщение пресс-службы Московского городского суда.

Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

В каких случаях уголовное дело может рассматриваться с участием присяжных заседателей?

Для рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей необходимо соблюдение следующих условий:

  • Лицо совершило преступление, которое относится к перечню, указанному в пунктах 2 и 2.1 части второйстатьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В частности, судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 УПК РФ. Например, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 105 (убийство); ч. 5 ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества); ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), ч. 3 ст. 126 (похищение человека); ст. 209 (бандитизм); ст. 227 (пиратство) УК РФ и другие преступления, предусмотренные в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Не рассматриваются вышеуказанным составом суда уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой (изнасилование), 132 частью пятой (насильственные действия сексуального характера), 134 частью шестой (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), 212 частью первой (массовые беспорядки), 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 281 (диверсия) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет.

  • Ходатайство обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, которое может быть заявлено им:

1) после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ);

2) или до назначения судебного заседания. По смыслу части 5 статьи 231 УПК РФ обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании, о проведении которого заявлено ходатайство им или другими участниками процесса по иным основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 229 УПК РФ.

Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При этом судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела в отдельное производство не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, выделенного в отдельное производство, и уголовного дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 325 УПК РФ).

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 325 УПК РФ).

После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 231 УПК РФ).

С 1 июня 2018 года Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» коллегия присяжных, рассматривающая уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, будет теперь состоять из 8 присяжных заседателей.

Расширяется применение института присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и 6 присяжных заседателей.

Предусматривается, что количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня.

Уточняется процедура формирования коллегии присяжных заседателей.

Одновременно реализовано право женщин на рассмотрение их уголовных дел судом субъекта РФ с участием присяжных заседателей.

Предусматривается, что уголовные дела о преступлениях, перечисленных в пункте 1 части 3 статьи 31 УПК РФ (в том числе убийство двух и более лиц и др.), совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, теперь подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector