0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 447 упк рф

5 видов спецсубъектов с соответствии со ст. 447 УПК РФ

Ст. 447 УПК РФ направлена на установление перечня лиц, обладающих некими привилегиями по сравнению с другими людьми при ведении уголовного процесса. Формирование сводов законов и правил, которыми обязаны руководствоваться граждане, участвуя в общественном взаимодействии, основывается на понимании того, что все члены общества должны быть равны и одинаково честны друг перед другом и перед законом.

Однако законодателю приходится учитывать тот факт, что далеко не все граждане страны «одинаковы», то есть ряд из них может отличаться о других в силу каких-либо особенностей, зависящих или независящих от этих людей. В связи с этим для каждого подобного случая (а они также объединены в отдельные группы) законодательством предусматриваются некие исключения из общих правил и применяемых к преступнику норм. Такие исключения предполагают оговорённое законодателем изъятие определённого круга лиц из общей массы, на которую распространяется норма права.

Кого и почему наделяют процессуальным «иммунитетом»?

Подчёркивая обязательность соблюдения норм права всеми членами общества безоговорочно, законодатель в то же время выделяет из общей массы лиц, которые при ведении уголовного процесса наделяются своеобразным «льготами».

Например, особым образом рассматриваются дела с участием:

  • граждан, возраст которых не достиг совершеннолетия;
  • лиц, которые в силу психических отклонений от общепринятой нормы не могут в полном объёме отвечать за свои поступки.

Однако не только возрастные и психологические особенности могут иметь значение при решении вопроса о том, традиционно или в исключительном порядке будет вестись уголовный процесс.

Законодателем отмечено, что отдельные категории граждан, занимающие некоторые должности, должны быть наделены дополнительными гарантиями защиты личности, поскольку выполняемые ими обязанности по службе имеют особое значение для общества. Эти дополнительные гарантии и принято называть «процессуальным иммунитетом».

Такой иммунитет касается лиц, чей род деятельности связан с выполнением публичных обязанностей. Поскольку их род занятий существенно отличается от действий, выполняемых другими членами общества, они изначально наделены некоей неприкосновенностью.

Дополнительные гарантии, предусмотренные уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не призваны расширить круг этой неприкосновенности. Их цель – с максимально возможной эффективностью обезопасить таких лиц от возможных преследований уголовного характера, когда для этого нет достаточных причин и оснований. Необходимо это для того, чтобы обеспечить максимально комфортную среду деятельности таких граждан.

Спецсубъекты по УПК РФ перечислены максимально полно в статье 447-й.

К ним относятся:

  1. Лица, исполняющие депутатские обязанности.
  2. Лица, занимающие должности судей различного уровня.
  3. Президенты (настоящий и бывший), кандидаты на эту должность.
  4. Некоторые сотрудники МВД.
  5. Адвокаты и их противники прокуроры, а также ряд других должностных лиц.

Однако действующая на сегодняшний день редакция закона подвергается в комментариях критике именно в этой части. Многие считают, что список привилегированных лиц нуждается в сокращении. Это возможно будет иметь последствия в виде внесения изменений в существующее законодательство.

Особенности наделения «иммунитетом»

Четыреста сорок седьмая статья является составной частью 52-й главы УПК. Эта глава рассматривает особенности, характеризующие судебные дела, в которых участвуют, в качестве обвиняемой стороны, перечисленные выше субъекты. Однако данная глава не охватывает всех возможных условий. Поэтому при ведении расследования и судебного разбирательства с участием специальных субъектов права необходимо учитывать не только те критерии, которые названы в данной главе, но и:

  • критерии, указанные в актах нормативно правового характера, в которых рассматривается правовой статус таких лиц;
  • сумму полномочий, которыми наделено подобное лицо;
  • пределы, на которые распространяется действие гарантийного иммунитета.

Это обусловлено тем, что УПК прописывает общие категории, тогда как более конкретные нормативные документы уточняют, в какой мере данные категории распространяются на должностных лиц разного уровня.

Кроме того, при решении вопроса о том, в какой степени обладает льготами человек, совершивший преступление, важно выяснить некоторые временные характеристики:

  1. Необходимо выяснить точное время, когда у обвиняемого появилось право на дополнительные гарантии и когда он это право утратит.
  2. Надо знать, когда было начато и окончено преступное деяние.
  3. Также необходимо учитывать дату, когда правовые органы приняли решение о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела.

Такое внимание к временным признакам вызвано тем, что лица, перечисленные в 447-й статье, как правило, наделены иммунитетом только в период, когда они исполняют свои должностные обязанности, то есть со времени начала их деятельности в данном качестве до времени окончания этой деятельности.

Иными словами, преступные действия лиц и их особенный правовой статус в данном случае неразрывно связаны.

Кроме того, при расследовании преступлений, инициаторами или исполнителями которых являются личности, ранее обладавшие статусом спецсубъектов, необходимо учитывать и ещё одну временную закономерность. А именно нужно выяснить, было ли совершено преступления в то время, когда они имели правовые привилегии или уже после окончания этого периода. Иногда значение имеет даже срок, который прошёл с того момента: месяц, год или больший период.

Кроме того, для каждой отдельной группы специально обозначенных лиц законодателем предусмотрен особый порядок, в соответствии с которым выясняется:

  • является ли преследование данного лица обоснованным;
  • существует ли законная база такого преследования;
  • кем оно должно осуществляться;
  • каковы условия внесения представлений и т. п.

Выяснение каждого из перечисленных пунктов осуществляется в особом режиме, этим и обеспечивается соблюдение неприкосновенности данных категорий граждан.

Иммунитет с точки зрения права

Механизм, в соответствии с которым происходит преследование уголовного характера лиц, наделённых правовым иммунитетом, регулируется статьями 52-й главы УПК, а также статьями 144-147 и 171 данного кодекса, но только во взаимосвязи с нормативными документами, подробно характеризующими особый статус лиц с преимуществами правового плана.

Что же представляет собой правовой иммунитет для спецсубъектов уголовного права? Прежде всего, это элементарное усложнение процедуры возбуждения уголовного разбирательства или преследования в отношении таких граждан.

Например, для ведения каких-либо уголовных мероприятий с участием таких лиц инициатору этих мероприятий необходимо получить разрешение у соответствующего лица, дающее возможность проводить определённые действия по расследованию или преследованию.

Такими лицами в разных ситуациях могут быть:

  • председатель СК нашей страны (когда дело рассматривается, например, в отношении прокурора);
  • его заместитель (если обвиняется сам председатель СК);
  • руководитель следственного органа СК РФ в отдельно взятом субъекте страны (когда, например, речь идёт о депутатах).

Зависит это от того, какое должностное лицо становится объектом разбирательства. Инициатором разбирательства может стать потерпевший или его представитель. Последний может действовать по доверенности, заверенной у нотариуса.

Характерно, что подобное согласие ни в какой мере не может быть чисто формальным. Выдача подобного согласия предполагает проведение ряда необходимых мероприятий и действий тем, кто обязан решить вопрос о выдаче или невыдаче согласия на дальнейшее разбирательство.

Чтобы выдать разрешение для ведения уголовного дела в отношении специальных субъектов, уполномоченное лицо должно тщательно проверить:

  1. Имеет ли место преступление, о котором говорится в заявлении.
  2. Имеются ли реальные причины считать спецсубъекта причастным к совершению данного преступления.
  3. Позволяют ли временные сроки применить к обвиняемому лицу льготные санкции. То есть выяснение того, когда он стал их обладателем или же когда утратил их.
  4. Позволяют ли имеющиеся доказательства привлечь для разбирательства фигуру данного специального субъекта.

Отсутствие такой проверки лишает «льготника» его законных прав и не может гарантировать истинную неприкосновенность.

При этом необходимо строго соблюдать определённые законом сроки рассмотрения заявление на получение разрешения проводить расследование, осуществлять обыск, реализовывать задержание и т. п., установленные практикой современного судопроизводства.

Строение обращения для получения разрешения на ведение уголовного расследования в отношении перечисленных в 447-й статье лиц, его форма не определены в законодательстве. Однако важен факт обязательной проверки сведений, перечисленных в заявлении, для выдачи необходимого разрешения или отказе в выдаче.

Читать еще:  Судебная практика по ст 115 ук рф

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия ;
3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации ;
6.2) руководителя следственного органа ;
7) следователя;
8) адвоката ;
9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса ;
10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации .

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Комментарий к статье 447 УПК РФ

1. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц определяется прежде всего принципом равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). В силу данного принципа уголовно-процессуальный закон действует одинаково в отношении всех, невзирая на пол, расу, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, образование, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства. Однако действие закона по лицам может базироваться не только на принципе равенства, но и на некоторых иных основаниях. Изъятия из этого принципа и, соответственно, различное действие уголовно-процессуального закона по лицам допускаются также в силу ряда публично-правовых интересов. Так, должностное положение может обуславливать служебный иммунитет, т.е. особый порядок производства в отношении ряда категорий должностных лиц, включающий необходимость получения разрешений определенных инстанций на проведение в отношении этих лиц всех или некоторых процессуальных действий. Служебный иммунитет означает не приобретение такими лицами личных выгод, а гарантию эффективности выполнения ими важнейших государственных и общественных функций. Своим юридическим основанием он имеет не принцип равенства граждан, а другие правовые принципы — независимости судей, разделения властей и др.

Другой комментарий к статье 447 УПК РФ

1. Настоящая глава впервые введена в УПК. Она объединяет статьи, определяющие особый порядок возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, направления дела в суд и судебного рассмотрения, установленный в отношении некоторых категорий выборных и должностных лиц. Установление данного особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности указанных лиц.

Особый процессуальный порядок возбуждения уголовного дела в отношении прокурора либо привлечения его в качестве обвиняемого не предполагает наличие у вышестоящего прокурора полномочия произвольно отказать в возбуждении такого уголовного дела и тем самым не допускает как ограждение прокурора от уголовного преследования при установлении в его действиях признаков преступления, так и ограничение возможностей защиты гражданами, пострадавшими от этих действий, своих прав и законных интересов, в том числе в порядке уголовного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.04.2005 N 193-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елаева Ивана Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 45 и 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

2. Содержание норм данной главы конкретизирует (применительно к уголовному судопроизводству) положения законодательства, регламентирующего правомочия, функции и меры защиты неприкосновенности указанных лиц.

3. Статус и процессуальный иммунитет депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации определены в Законе о статусе депутата.

4. При применении данной статьи следует также учитывать, что действующее законодательство предусматривает процессуальный иммунитет и для члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов. Данное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности без согласия соответствующего прокурора (п. 7 ст. 50 Закона о выборах депутатов).

5. Статус и процессуальный иммунитет депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации регулируется Законом об организации органов власти субъектов РФ, а также конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

6. Статус и процессуальный иммунитет депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, срок их полномочий, порядок подготовки и проведения выборов, условия осуществления данными лицами своей деятельности регламентируются Законом об организации местного самоуправления.

7. Статус и процессуальный иммунитет судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ определены следующими законодательными актами: ст. 122 Конституции, Законами о судебной системе, Конституционном Суде, статусе судей.

8. Статус и процессуальный иммунитет Председателя Счетной палаты, его заместителей, аудиторов и инспекторов Счетной палаты определен Законом о Счетной палате.

9. Статус и процессуальный иммунитет Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определен Законом об Уполномоченном по правам человека.

10. Процессуальный иммунитет Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, предусмотрен Законом о гарантиях Президенту.

11. При применении комментируемой статьи следует иметь в виду, что процессуальный иммунитет действующего Президента РФ определен в ст. 91, 93, п. «е» ст. 102, п. «ж» ст. 103, п. 7 ст. 125 Конституции, п. 5 ст. 3, п. 3 ст. 21, ч. 2 ст. 36, ст. 71 Закона о Конституционном Суде.

12. Статус и процессуальный иммунитет кандидата в Президенты РФ определен Федеральным законом от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171).

13. Ранее процессуальный иммунитет был установлен исключительно для следователя прокуратуры Законом о прокуратуре. Категория «следователь», употребляемая в рамках данной главы УПК, включает в себя: следователей прокуратуры, следователей органов внутренних дел, следователей органов федеральной службы безопасности и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств (см. ст. 151 УПК).

14. Правом производства предварительного следствия наделены также начальники следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и их заместители, действующие в пределах своей компетенции (см. коммент. к ст. 5, 39). Указанные должностные лица при производстве предварительного следствия пользуются правами следователя.

15. Правовой статус адвоката определен Законом об адвокатуре.

Комментарий к статье 447 УПК РФ Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Членом Совета Федерации является представитель от субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с федеральным законом о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ осуществлять в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания РФ законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

3. Членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы не может быть гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства (ст. 1 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ).

Читать еще:  Уголовный кодекс рф экстремизм

См.: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 1999. N 28. Ст. 3466.

4. Депутат — это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

5. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации признаются законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), а также иные органы государственной власти субъектов РФ, предусмотренные конституциями (уставами) субъектов РФ (п. 47 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

6. Органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, иными федеральными законами, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п. 49 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

7. Выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Причем должностным лицом местного самоуправления считается выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

8. Судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе (ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). К числу лиц, на которых распространяется неприкосновенность судьи, законодатель также отнес судей, пребывающих в отставке (абз. 2 п. 4 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» ). Таким образом, под судьей в настоящей статье понимается не только должностное лицо, осуществляющее правосудие. Судья, находящийся в отставке, правосудие осуществлять не вправе .

См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности статьи 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части первой статьи 1, части третьей статьи 8 и статьи 297 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Милехина» // Собр. законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3998.

9. Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», п. 1 (за исключением абз. 3, 4 и 6), и абз. 1 п. 2 ст. 9, ст. 10, п. п. 1, 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» гарантии неприкосновенности судьи в полном объеме распространяются на присяжных заседателей в период осуществления ими правосудия.

10. Судьей Конституционного Суда РФ является гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, назначенный на эту должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ (ст. ст. 8, 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

11. Мировой судья — это гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ, назначенный (избранный) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избранный на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.

12. Председателем Счетной палаты является гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов, назначенный на эту должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

13. Заместитель председателя Счетной палаты — это гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов назначенный на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст. 5 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»).

14. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения (ст. 6 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»).

15. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, а также опыт их защиты, назначенный на должность Государственной Думой Федерального Собрания РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

16. Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, о котором идет речь в коммент. ст., именуется Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»).

17. Кандидат в Президенты РФ — это лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность Президента РФ.

18. О понятии «прокурор» см. содержание и комментарий к ст. 37 УПК.

19. О понятии «руководитель следственного органа» см. содержание и комментарий к ст. ст. 5, 39 УПК.

20. О понятии «следователь» см. содержание и комментарий к ст. 38 УПК.

21. Адвокат — это лицо, получившее в установленном Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокатом может стать лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности, имеющее стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо прошедшее стажировку в адвокатском образовании от 1 года до 2 лет после сдачи квалификационного экзамена. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1 и 3 ст. 9, ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

Читать еще:  Уголовный кодекс рф 2020 ст 158

22. Избирательной комиссией, о которой идет речь в п. 9 ч. 1 коммент. ст., признается коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Соответственно комиссия референдума — это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение референдума (п. п. 21 и 38 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

23. Положения настоящей главы в определенной степени применяются не только применительно к лицам, перечисленным в коммент. ст., но и в отношении:

— зарегистрированных кандидатов, то есть лиц, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления) (ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);

— инспекторов Счетной палаты при выполнении ими служебных обязанностей (ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

24. См. также комментарий к ст. ст. 150, 151 УПК.

Статья 447 упк рф

Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам

1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:

1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;

2) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

4) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

5) Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6.1) Председателя Следственного комитета Российской Федерации;

(п. 6.1 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2) руководителя следственного органа;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;

(п. 9 введен Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(п. 10 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Комментарий к статье 447

Данная статья открывает новую главу УПК (ее не было в ранее действовавшем УПК РСФСР). Согласно ст. ст. 91, 98, 122 Конституции и федеральному законодательству, определенные категории должностных и иных лиц обладают специальным статусом и им предоставлены повышенные гарантии (в первую очередь — неприкосновенность личности), призванные оградить их от неправомерного вмешательства в профессиональную деятельность, оказания давления, в том числе путем привлечения к уголовной ответственности. С учетом этого УПК предусматривает особый порядок уголовного судопроизводства в отношении следующих категорий лиц:

— члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — на основе ст. ст. 19 и 20 Закона о статусе депутата;

— депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — в соответствии со ст. 13 Закона об общих принципах организации органов власти субъектов РФ; депутата, члена выборного органа местного самоуправления; выборного должностного лица органа местного самоуправления (ст. 40 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» );

СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

— судьи, присяжного или арбитражного заседателя — в соответствии со ст. 16 Закона о судебной системе; ст. 15 Закона о Конституционном Суде; ст. ст. 26 — 28 ФКЗ от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» ; ст. 16 Закона о статусе судей; ст. 2 Закона о мировых судьях; ст. 7 ФЗ от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» .

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3170.

СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288.

Гарантии для народных заседателей не были предусмотрены с учетом того, что согласно ст. 7 Закона о введении в действие УПК, этот институт сохранялся до 1 января 2004 г. и в течение этого времени на народных заседателей распространялись положения о неприкосновенности, которые были предусмотрены ст. 12 ФЗ от 02.01.2000 N 37-ФЗ «О народных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» ;

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 158.

— Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты — согласно ст. 29 Закона о Счетной палате;

— Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — в соответствии со ст. 12 Закона об Уполномоченном по правам человека. Процессуальный иммунитет не распространяется на уполномоченных по правам человека в субъектах РФ (там, где они функционируют);

— Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, кандидата в Президенты РФ — в соответствии со ст. 3 Закона о гарантиях Президенту; ст. 42 ФЗ от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 21.07.2005) . Процессуальный иммунитет действующего Президента РФ определен в ст. 91, ст. 93, п. «е» ч. 1 ст. 102, п. «ж» ч. 1 ст. 103, ч. 7 ст. 125 Конституции, п. 5 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 2 ст. 21, ч. 2 ст. 36, ст. 71 Закона о Конституционном Суде;

СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.

— прокурора — согласно ст. 42 Закона о прокуратуре;

— следователя — в соответствии со ст. 42 Закона о прокуратуре (в отношении следователей прокуратуры), ст. ст. 7, 17 ФЗ от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от 07.03.2005) (в отношении следователей ФСБ), а также следователей органов внутренних дел в силу ч. 1 коммент. статьи. Поскольку правом производства предварительного следствия наделены также начальники соответствующих следственных подразделений (комитета, управления, службы, отдела, отделения) и их заместители, то они также в этом качестве пользуются процессуальным иммунитетом;

СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269; 2002. N 19. Ст. 1794; 2002. N 30. Ст. 3033; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 19. Ст. 1794; 2002. N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 156; N 27. Ст. 2700; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763.

— адвокаты — на основании ст. 18 Закона об адвокатуре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector