0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 359 ук рф наемничество

Статья 359 УК РФ. Наемничество

Новая редакция Ст. 359 УК РФ

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к Статье 359 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что некоторые люди в качестве источника средств жизни выбирают по своей инициативе или в результате вербовки участие в военных действиях либо в вооруженных конфликтах на стороне государства, гражданами которого они не являются и в котором не проживают постоянно. Наемничество опасно и безнравственно потому, что среди населения той или иной страны появляются люди, профессией которых являются убийства, другие тяжкие преступления.

2. Объектом преступного посягательства является безопасность государств и народов.

3. Объективная сторона состава преступления (ч. 1) проявляется в финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а также использовании его в военных действиях или вооруженном конфликте; его вербовке и обучении.

4. Международное право, в частности ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. и Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) , дает определение наемника. В соответствии с этими документами в примеч. к коммент. статье наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
———————————
Действующее международное право. Т. 2. М., 1997. С. 812 — 819.

5. Финансирование наемников заключается в обеспечении их денежным довольствием. Под иным материальным обеспечением понимается обеспечение наемников соответствующими видами боевого оружия, средствами связи, автомобилями и др., облегчающими выполнение поставленных перед ними задач.

6. Обучение наемников предполагает проведение с ними учебных тренировок и иных занятий по овладению навыками наиболее целесообразного и эффективного применения оружия, боеприпасов, тактики ведения боя.

7. Использование наемника в военных действиях или вооруженном конфликте предполагает привлечение его непосредственно к боевым действиям.

8. Преступление окончено (составами, закрепленными в ч. 1, 2) в момент осуществления виновным хотя бы одного из указанных в диспозиции коммент. статьи действий.

9. С субъективной стороны наемничество, предусмотренное ч. 1, может совершаться с прямым умыслом. Мотивами преступления являются корыстные, патриотические и иные побуждения.

10. Субъектом преступного посягательства могут быть вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

11. УО за действия, предусмотренные ч. 1, усиливается, если они совершены с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего (ч. 2).

Понятие «использование своего служебного положения» см. в коммент. к ч. 2 ст. 136, понятие «несовершеннолетний» — в коммент. к ст. 87.

12. В ч. 3 коммент. статьи предусмотрен самостоятельный состав участия наемника в военных действиях либо вооруженном конфликте.

12.1. Объективная сторона состава преступления (ч. 3) проявляется в непосредственном участии наемника в боевых операциях или акциях в ходе военных действий либо военного конфликта. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 3) в момент начала реального участия наемника в военной операции (в вооруженном нападении, засаде и т.п.).

12.2. Субъективная сторона состава преступления (ч. 3) характеризуется прямым умыслом. Мотив, как правило, корыстный.

12.3. Субъектом посягательства, связанного с участием наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, является любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью.

13. В соответствии с нормами международного права наемник не имеет правового статуса комбатанта или военнопленного. Комбатанты в международном праве — это лица, входящие в состав вооруженных сил и непосредственно участвовавшие в военных действиях. Комбатантами считается весь личный состав регулярных вооруженных сил (кроме медицинских работников и некоторых других лиц), а также ополчений, партизанских отрядов и др.

14. Деяния, предусмотренные ч. 1 и 3, относятся к категории тяжких преступлений, а ч. 2 — особо тяжких преступлений.

Другой комментарий к Ст. 359 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятие наемника, воспринятое из ст. 47 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., от 8 июня 1977 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, содержится в примечании к ст. 359 УК РФ.

2. Объективная сторона состоит в совершении одного из перечисленных в законе действий.

Вербовка наемника представляет собой деятельность по его привлечению к участию в вооруженном конфликте и может состоять в агитации, записи желающих и т.п. действиях.

Обучение наемника предполагает подготовку уже завербованного наемника к участию в военных действиях или вооруженном конфликте путем передачи ему определенных знаний: о способах и приемах ведения военных действий, ведении диверсионной, разведывательной деятельности и др.

Финансирование наемника состоит в его материальном обеспечении денежными средствами, выплате ему вознаграждения, а также в создании материальной базы для вербовки, обучения, содержания и использования наемников в военных действиях или вооруженном конфликте.

Иное материальное обеспечение наемника может выражаться в предоставлении ему обмундирования, боеприпасов, вооружения, военной техники и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях — это его непосредственное привлечение к участию в боевых операциях и акциях военного характера.

3. Деяние признается оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

4. В ч. 3 установлена ответственность за самостоятельное преступление — участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Объективная сторона участия предполагает непосредственное осуществление наемником действий, направленных на подготовку, планирование или проведение боевых действий или военных операций.

Деяние признается оконченным с момента участия наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к Ст. 359 УК РФ

1. Основной объект преступления — общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.

2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
———————————
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 — 635.

3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие «наемник».
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 — 819.

Согласно этой Конвенции термин «наемник» означает любое лицо, которое:

a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:

i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или

ii) подрыв территориальной целостности государства;

b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей и

e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Также за преступление отвечает любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, пытается совершить одно из преступлений, является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое из преступлений, указанных в Конвенции, и ничто не ограничивает сферу применения этого положения.

Читать еще:  Угроза и оскорбление личности статья ук рф

4. Кроме этого, согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. , каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
———————————
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65 — 73. Т. 1.

5. Российская Федерация не участвует в Международной конвенции от 4 декабря 1989 г., однако на основе Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. в примеч. к комментируемой статье дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою работу, деятельность денег или любых других материальных ценностей, выгод имущественного характера.

Под постоянно не проживающим на территории страны — участницы вооруженного конфликта или военных действий понимается лицо, имеющее гражданство другого (третьего) государства или лицо без гражданства.

6. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных в командировку для выполнения определенных двусторонними соглашениями стран официальных обязанностей военных советников, консультантов, инструкторов и других лиц, участвующих в оказании помощи в подготовке военных кадров, в обучении военному делу и т.д.

Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы осуществляется также и иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Такие иностранные граждане имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 28.07.2012) .
———————————
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, 30; N 17. Ст. 2315; N 22. Ст. 3238; N 46. Ст. 6407; N 47. Ст. 6608; N 51. Ст. 7448; 2012. N 10. Ст. 1273; N 25. Ст. 3270; N 26. Ст. 3443; N 31. Ст. 4326; N 43. Ст. 5933.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется указанными в законе действиями: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, а предусмотренного ч. 3 — участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

8. Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, на достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства об его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.

9. Под обучением понимается деятельность по физической, психологической подготовке, процессу получения наемником специальных военных знаний, тренировке его в навыках, приемах обращения, пользовании боевым оружием, взрывчатыми веществами, техникой, стратегии, тактики, способам действий, иным навыкам, необходимым для участия в вооруженном конфликте и боевых действиях.

10. Под финансированием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое финансовое обеспечение наемника, в том числе передача наемнику денег, открытие на имя наемника счетов в банках за проделанную работу, передача денег для содержания баз подготовки, штата инструкторов, обучения, вербовки и использования наемников, закупки вооружения, обмундирования, продовольствия и т.д.

11. Под иным материальным обеспечением наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое материальное обеспечение наемника, в том числе предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией и т.д.

12. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается привлечение их к непосредственному участию в совершении таких действий.

13. Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается его непосредственное личное участие в таких действиях, в том числе в их подготовке, планировании.

14. Обязательным признаком является обстановка совершения преступления — вооруженный конфликт или военные действия.

15. Преступление окончено с начала совершения указанных в законе вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, его использования в вооруженном конфликте или военных действиях, начало участия в них самого наемника.

16. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

17. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.

18. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные лицом: 1) с использованием своего служебного положения или 2) в отношении несовершеннолетнего.

Под использованием виновным лицом своего служебного положения понимаются действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, или действия недолжностного лица, государственного служащего или служащего органов местного самоуправления, или действия лица, выполняющего управленческие функции в негосударственной организации, направленные на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.

Под совершением наемничества в отношении несовершеннолетнего понимается вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение несовершеннолетнего наемника, которому не исполнилось 18 лет, использование такого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Статья 359. Наемничество

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового .

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового .

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарий к статье 359 УК РФ

1. Понятие наемника дано в примечании к комментируемой статье. Кроме того, о его характеристике см. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) и Международную конвенцию о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников (1989 г.) .

———————————
См.: Действующее международное право. М., 1997. С. 812 — 819.

2. Вербовка может выражаться в возбуждении у лица решимости стать наемником (специальный случай подстрекательства к участию в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях) или являться самостоятельной формой преступной деятельности: человеку, уже выбравшему ремесло «солдата удачи», делают соответствующие предложения, помогают реализовать принятое решение. Рассматриваемое преступление считается оконченным, когда лицо согласилось вступить в ряды наемников и предприняло действия для осуществления этого намерения.

Обучение предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его наиболее эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях, приемах выживания. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.

Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.

Материальное обеспечение состоит в передаче наемнику иного, кроме денег, имущества: оружия, обмундирования, продуктов питания, медикаментов и др.

Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает распоряжение посредством приказов силами наемника в указанных обстоятельствах в военных целях.

Обучение, финансирование, материальное обеспечение и использование наемника окончены с начала совершения соответствующих действий.

3. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле.

4. Субъект — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Квалифицирующими признаками преступления выступают его совершение лицом с использованием служебного положения и в отношении несовершеннолетнего.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает наказание за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Данное преступление считается оконченным с начала активного поведения наемника, принимающего участие в конфликте.

Другой комментарий к статье 359 Уголовного Кодекса РФ

1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника и за его использование в вооруженном конфликте или в военных действиях.

2. Наемничество наносит ущерб мирному сотрудничеству государств, и поэтому ряд бывших союзных республик (Украина, Узбекистан) в 1995 г. приняли норму об уголовной ответственности за наемничество. В международном праве Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, «О защите жертв войны» (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001) признали, что наемник не имеет прав законного комбатанта, а является военным преступником и подлежит уголовному наказанию. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. сформулировала самостоятельный состав наемничества.

Читать еще:  Угроза ст ук

3. Объектом наемничества являются международные правоотношения в сфере использования регулярных вооруженных сил другого государства для межгосударственного вооруженного конфликта или военных действий.

Устав ООН категорически запрещает наемничество: «Каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства».

4. Объективную сторону наемничества согласно ч. 1 ст. 359 УК составляют следующие альтернативные деяния: а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспечение наемников; г) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка — это действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она начинается с поиска кандидатов в наемники, психического воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания и пр.) с целью вовлечения их в вооруженный конфликт и заканчивается заключением соглашения об этом в разной степени его юридической оформленности.

Обучение имеется в виду военное: передача необходимой образовательной информации, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, элементам воинской дисциплины.

Финансирование или иное материальное обеспечение — выплата единовременных пособий наемнику, возможно, и семье, регулярная заработная плата, обеспечение обмундированием, жильем, питанием и другими материальными благами. Как правило, денежное вознаграждение наемников многократно превышает заработную плату солдат, офицеров и генералов регулярной армии.

5. Использование в вооруженных конфликтах или военных действиях предполагает вовлечение в непосредственное участие наемника в выполнение боевых заданий, связанных с вооруженным конфликтом или ведением военных действий. Использование наемника в других функциях, например в мародерстве, насилии, ограблении, образует состав не наемничества, а самостоятельных преступлений: убийства, изнасилования, кражи, если они не подпадают под признаки состава «военные преступления».

6. Преступление считается оконченным с момента выполнения хотя бы одного из перечисленных действий. Наемничество может иметь место как в мирное, так и в военное время: в межгосударственных и во внутригосударственных конфликтах.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: субъект осознает, что занимается вербовкой, обучением, финансированием наемника, и желает этого.

8. Субъект преступления по ч. 1 ст. 359 УК общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

9. В качестве квалифицирующих признаков в ч. 2 ст. 359 УК названы: а) использование виновным своего служебного положения и б) совершение деяния в отношении несовершеннолетнего.

Квалифицирующий элемент наемничества — использование служебного положения — охватывает сферы как должностной, так и более широкой служебной деятельности. Она может быть связана с военной службой вербовщика. Например, работники военкоматов вербуют демобилизованных из армии лиц для участия в вооруженных конфликтах за рубежом. Несовершеннолетние, потерпевшие от наемничества, — это лица, не достигшие 18-летнего возраста к моменту их вербовки и иных наемнических действий.

10. В ч. 3 ст. 359 УК предусмотрен самостоятельный состав преступления. В этом случае наемник является субъектом преступления, который несет ответственность за участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

Участие может выражаться путем нахождения в рядах военных подразделений комбатантов сторон конфликта, в выполнении боевых заданий, наконец, в индивидуально-инициативном поражении противника.

Субъективная сторона преступления и со стороны вербовщика, и со стороны наемника содержит прямой умысел, при котором виновный осознает общественную опасность наемничества и желает его совершать.

Субъект (ч. 3 ст. 359 УК) преступления специальный, поскольку таковым может быть лицо, участвующее в военном конфликте в роли наемника.

11. Исходя из содержания примечания к ст. 359 УК, наемником является лицо, которое: 1) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; 2) постоянно проживает на территории участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях государства. Таким образом, наемником может быть гражданин, не являющийся законным комбатантом, который по своей инициативе, в группе либо индивидуально, на добровольных, но оплачиваемых началах участвует в вооруженном международном конфликте или военных действиях.

Комментарии и консультации юристов по ст 359 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 359 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Наемничество с точки зрения законодательства, статья 359 УК РФ

Ст. 359 УК РФ регламентирует отношения в обществе в случае, если возникает вопрос о наёмничестве, когда лицо вербуется, агитируется, спонсируется для участия в военном конфликте. Присутствие ст. 359 в законодательстве стало необходимым, поскольку военные конфликты между странами нередки. Подобные отношения складываются и внутри государства. При этом распространённым фактом в военной среде стала вербовка граждан других государств для участия в конфликте на стороне одного из противников. В связи с этим потребовалось определение понятия вербовка, описание наказания, ожидающее вербовщика и наёмника за участие в военных столкновениях.

Наёмник с точки зрения закона

Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.

Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:

  • не является его гражданином;
  • не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
  • не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
  • главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.

Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.

Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.

В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:

  • носит особую форму;
  • имеет специальный знак отличия;
  • носит оружие открыто;
  • имеет официального руководителя;
  • соблюдает законы войны.

Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.

Вербовка и её признаки

Наёмническая деятельность – это не только незаконное участие в военном конфликте, но и организация действий по привлечению лиц к такому участию, вербовка.

Сегодняшнее законодательство относит к вербовке следующие мероприятия:

  1. Наём на службу для участия в военных действиях.
  2. Заключение в устной или письменной форме некоего договора об участии субъекта вербовки в вооружённых нападениях.
  3. Агитация людей на подписание подобного договора.
  4. Направление желающих преступить закон на специальные базы.

Чтобы кто-либо был признан виновным в вербовке, необязательно присутствие всех элементов данной деятельности. Доказанность хотя бы одного из них предполагает уголовную ответственность.

Наказание ожидает и лиц, организующих обучение завербованных. При этом в комментарии к статье оговорено, какие действия признаны обучением:

  • психологическая подготовка;
  • работа над физическим состоянием человека;
  • научение пользоваться оружием.

Помощь в получении специфических военных знаний для незаконного участия в столкновениях также названа нарушением закона и наказывается уголовно.

Специфика состава

Наёмничество осуждается не только как обычное преступление, но как идеологическое. Это явление порождает в обществе таких личностей, которые способны к массовым убийствам, терроризму, другим преступлениям, если предполагают получение за указанные деяния крупной прибыли. При этом их вовсе не интересует моральная сторона вопроса.

Основной пункт, который важен при характеристике деятельности как наёмнической – это присутствие существенной материальной награды для поощрения вступивших в военные действия.

К материальной награде относят:

  • денежные средства;
  • открытый в банке счёт;
  • просто обещание подобного вознаграждения.

Уголовно наказуемо и финансовое обеспечение, вербовки, обучения, приобретения оружия и других действий, необходимых для найма и содержания наёмника.

Согласно УК РФ, наёмничество может быть представлено в любой форме:

  • организация;
  • обучение;
  • выполнение боевых заданий;
  • материальное обеспечение.

Преступление подлежит наказанию. При этом вид и степень наказания могут быть различными.

Меры наказания

В зависимости от тяжести совершённого деяния, действия, связанные с привлечением к незаконному участию в конфликте или собственно участие в нём, имеют следующие последствия:

  1. Наём, финансовая поддержка наёмника, его подготовка могут повлечь заключение на срок от 4-х до 8-ми лет с последующим ограничением свободы до двух лет, хотя последняя часть не всегда применима.
  2. Непосредственно незаконный участник военных действий может потерять свободу на период от 3-х до 7-ми лет с дальнейшим ограничением её на время до 1-го года.
  3. Если для совершения вербовки или её финансирования было использовано служебное положение, наказание усугубляется лишением свободы на срок от 7-ми до 15-ти лет, оплатой штрафа размером до 500 тыс. рублей либо размером, равным зарплате (или же другим доходам) за период трёх лет, а также последующим лишением права свободно перемещаться на время до 1-го года.
  4. Такое же наказание предусмотрено для лиц, которые вербуют или поддерживают несовершеннолетних (до 18 лет) наёмников.

Таким образом, доказанное вовлечение в конфликт лиц, не имеющих законных оснований для участия в нём, осуждаются не менее, а даже более строго, чем само незаконное участие в таком столкновении.

Судебный процесс

Комментарий к статье 359 УК РФ

1. Основной объект преступления – общественные отношения, обеспечивающие безопасное состояние мира между государствами и народами.
2. Впервые понятие наемника было дано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов.
——————————–
Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570 – 635.

3. 4 декабря 1989 г. в Нью-Йорке была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников , которая расширила понятие “наемник”.
——————————–
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 2. С. 812 – 819.

Согласно этой Конвенции термин “наемник” означает любое лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) принимая участие в военных действиях, руководствуется главным образом желанием получить личную выгоду и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
c) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
e) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Термин “наемник” означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
a) специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на:
i) свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства или
ii) подрыв территориальной целостности государства;
b) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
c) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
d) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей и
e) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.
Также за преступление отвечает любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, пытается совершить одно из преступлений, является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое из преступлений, указанных в Конвенции, и ничто не ограничивает сферу применения этого положения.
4. Кроме этого, согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г. , каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.
——————————–
Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 65 – 73. Т. 1.

5. Российская Федерация не участвует в Международной конвенции от 4 декабря 1989 г., однако на основе Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. в примеч. к комментируемой статье дано понятие наемника, тождественное конвенционному понятию: наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.
Под материальным вознаграждением понимается получение наемником за свою работу, деятельность денег или любых других материальных ценностей, выгод имущественного характера.
Под постоянно не проживающим на территории страны – участницы вооруженного конфликта или военных действий понимается лицо, имеющее гражданство другого (третьего) государства или лицо без гражданства.
6. От наемников следует отличать военнослужащих невоюющих государств, посланных в командировку для выполнения определенных двусторонними соглашениями стран официальных обязанностей военных советников, консультантов, инструкторов и других лиц, участвующих в оказании помощи в подготовке военных кадров, в обучении военному делу и т.д.
Так, согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 1 Закона о воинской обязанности прохождение военной службы осуществляется также и иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Такие иностранные граждане имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (в ред. от 28.07.2012) .
——————————–
СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; 2000. N 1 (ч. 2). Ст. 12; N 26. Ст. 2729; N 33. Ст. 3348; 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 31. Ст. 3173; N 53 (ч. 1). Ст. 5030; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; N 19. Ст. 1794; N 21. Ст. 1919; N 26. Ст. 2521; N 48. Ст. 4740; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4437; N 52 (ч. 1). Ст. 5038; 2004. N 18. Ст. 1687; N 30. Ст. 3089; N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1483; 2006. N 1. Ст. 1, 2; N 6. Ст. 637; N 19. Ст. 2062, 2067; N 29. Ст. 3122; N 31 (ч. 1). Ст. 3452; N 43. Ст. 4415; N 50. Ст. 5281; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 41; N 2. Ст. 360; N 10. Ст. 1151; N 13. Ст. 1463; N 15. Ст. 1820; N 26. Ст. 3086, 3087; N 31. Ст. 4011; N 45. Ст. 5431; N 49. Ст. 6072; N 50. Ст. 6237; 2008. N 24. Ст. 2799; N 29 (ч. 1). Ст. 3411; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4983; N 45. Ст. 5149; N 49. Ст. 5723; N 52 (ч. 1). Ст. 6235; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1263; N 30. Ст. 3739; N 51. Ст. 6150; N 52 (ч. 1). Ст. 6415; 2010. N 30. Ст. 3990; N 50. Ст. 6600; 2011. N 1. Ст. 16, 30; N 17. Ст. 2315; N 22. Ст. 3238; N 46. Ст. 6407; N 47. Ст. 6608; N 51. Ст. 7448; 2012. N 10. Ст. 1273; N 25. Ст. 3270; N 26. Ст. 3443; N 31. Ст. 4326; N 43. Ст. 5933.

7. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется указанными в законе действиями: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях, а предусмотренного ч. 3 – участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
8. Под вербовкой понимаются действия, направленные на наем на военную службу, на достижение устного или письменного соглашения с гражданином третьего государства об его участии в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение, которые могут осуществляться в агитации, в записи желающих лиц, их регистрации, направлении в военный лагерь, базу, специальную диверсионную школу для обучения и т.д.
9. Под обучением понимается деятельность по физической, психологической подготовке, процессу получения наемником специальных военных знаний, тренировке его в навыках, приемах обращения, пользовании боевым оружием, взрывчатыми веществами, техникой, стратегии, тактики, способам действий, иным навыкам, необходимым для участия в вооруженном конфликте и боевых действиях.
10. Под финансированием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое финансовое обеспечение наемника, в том числе передача наемнику денег, открытие на имя наемника счетов в банках за проделанную работу, передача денег для содержания баз подготовки, штата инструкторов, обучения, вербовки и использования наемников, закупки вооружения, обмундирования, продовольствия и т.д.
11. Под иным материальным обеспечением наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается любое материальное обеспечение наемника, в том числе предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией и т.д.
12. Под использованием наемников в вооруженном конфликте или военных действиях понимается привлечение их к непосредственному участию в совершении таких действий.
13. Под участием наемника в вооруженном конфликте или военных действиях понимается его непосредственное личное участие в таких действиях, в том числе в их подготовке, планировании.
14. Обязательным признаком является обстановка совершения преступления – вооруженный конфликт или военные действия.
15. Преступление окончено с начала совершения указанных в законе вербовки, обучения, финансирования или иного материального обеспечения наемника, его использования в вооруженном конфликте или военных действиях, начало участия в них самого наемника.
16. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
17. Субъект преступления – вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
18. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующих признаков те же деяния, совершенные лицом: 1) с использованием своего служебного положения или 2) в отношении несовершеннолетнего.
Под использованием виновным лицом своего служебного положения понимаются действия должностного лица, совершенные вопреки интересам службы, или действия недолжностного лица, государственного служащего или служащего органов местного самоуправления, или действия лица, выполняющего управленческие функции в негосударственной организации, направленные на вербовку, обучение, финансирование, иное материальное обеспечение наемника либо его использование в вооруженном конфликте или военных действиях.
Под совершением наемничества в отношении несовершеннолетнего понимается вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение несовершеннолетнего наемника, которому не исполнилось 18 лет, использование такого наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Если вам нужна помощь Адвоката

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector