0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое незыблемость прав и свобод человека

Незыблемость прав и свобод (взаимная ответственность гос-ва и граждан)

Разделение властей.

Верховенство права (право закона, равенство всех граждан перед законом).

Мое понимание правового государства и гражд-го общества.

Условия, необходимые для формирования гр.общ-ва.

Основные цели гр.общества.

Современная Россия по Конституции, проблемы.

Из истории учения о праве (основные идеи).

Принципы (признаки) правового гос-ва.

5. Понятие «гражданское право», взаимосвязь правового гос-ва и гражданского общества.

8. Формальные и неформальные организации (ассоциации) граждан – как защита своих прав и свобод или составные части гражд. общества.

Одной из важных задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.

Правовое государство — такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Правовое государство — это государство, в котором высшей целью является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, государственная власть связана (ограничена) правом.

Никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом.

Принципами (признаками) правового гос-ва являются:

Как утверждал римский мыслитель Цицерон «Право должно быть выше власти». Замечательные идеи мы находим у европейских мыслителей Нового времени: Джон Локк считал, «чтобы в гос-ве господствовало право, в нем должен верховенствовать гражданский закон и осуществляется разделение властей». Его идею поддерживают Монтескье и Иммануил Кант.

Необходимые условия правового гос-ва:

— Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами.

— Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

— Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации.

Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике такое разделение эффективно, если сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно.

Современная Россия, согласно Конституции РФ ст 1, ч.1 является демократическим федеративным правовымгосударством с республиканской формой правления. (можно рассказать о гос. органах РФ (парламенте, правительстве, судах, подтверждающих принцип разделения властей и правового гос-ва). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового гос-ва это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического процесса. Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед рос. обществом, является построение правового гос-ва, а также становление гражданского общества. Так как правовое гос-во не мыслимо без гражд-го общества.

Гражданское обществовозможно лишь в условиях демократического режима, правового гос-ва.

Толковый словарь Ожегова дает следующее определение: гражданское общество —общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти.

Основные цели гр. общ-ва:

1) Реализация частных и общих интересов;

2) Защита своих прав и свобод.

Разные авторы выделяют следующие условия, необходимые для формирования гражданского общества:

1) экономическая самостоятельность граждан, собственность на средства производства;

2) народовластие, развитая и действенная демократия;

-3) право на самооборону (используется как аргумент в споре о ношении оружия гражданами).

Граждане связаны с государством черезформальные и неформальные организации (ассоциации) граждан.Именно они позволяют гражданам защищать свои права и свободы. Ими являются: семья, органы местного самоуправления, религиозные объединения, профессиональные союзы, политические партии, правозащитные организации, негосударственные СМИ.

Для современного гражданского общества характерны:

— правовая защищённость граждан; — определённый уровень гражданской культуры;

— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

— свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

— конкуренция образующих его структур и различных групп людей.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

— обеспечивает защиту частных сфер жизни человека от влияния государства и других политических структур.

— создает механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Вывод: Гражданское общество может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. Задача гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Дата добавления: 2014-10-31 ; Просмотров: 1372 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Признаки правового государства

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство – это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое‑либо иное государство.

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.

Господство, или верховенство, права предполагает:

во‑первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во‑вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;

в‑третьих, связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в‑четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т. е. непосредственно реализовывались без каких‑либо последующих актов.

Читать еще:  Что будет за оскорбление человека в интернете

Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение государства от общества и стремление решать все дела общества посредством политического аппарата.

В некоторых учебниках говорится о приоритетности права, а не о его господстве, например в учебнике «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997). Однако представляется, что именно господство права, его правление, верховенство (это соответствует англоязычной концепции соотношения права и государства) лучше всего раскрывают роль правовых форм и начал в жизни общества: все должно быть подчинено праву, оно главный ориентир и критерий свободного, правового общества.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких‑либо прав.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Признаки правового государства: верховенство закона, реальность и незыблемость основных прав и свобод человека, разделение властей,взаимная ответственность государства и личности.

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности, оно было и остается государством, то есть, как и любое другое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.

Отличительными же признаками правового государства являются следующие.

1. Прежде всего, правовое государство предполагает существование гражданского общества.

Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, имеет своим главным назначением наблюдать за действиями государства, чтобы они не выходили за рамки законности и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство восстановить нарушенные права. Рассматриваемый признак отражается в знаменитом афоризме: «Не человек существует для государства, а государство для человека».

2. Разделение властей. Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти — законода- тельная, исполнительная и судебная. Значение этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или органа.

Каждая власть осуществляет свою функцию, которую другие власти не могут выполнять. Законодательная власть принимает законы, исполнительная — обеспечивает их выполнение, судебная — выносит на их основе решения, причем может привлекать к суду и членов законодательных органов, и членов правительства как. частных лиц. Каждая из государственных властей обязана уважать независимость другой власти: законодатель не вправе вмешиваться в функции правительства или давать судье распоряжения; правительство не вправе приостанавливать выполнение законов и вмешиваться в деятельность судебных органов; судья не может привлечь к суду ни законодательный орган, ни правительство.

Признак разделения властей становится жизнеспособным, если он обеспечивается системой сдержек и противовесов. Например, в США предусмотрены следующие формы воздействия одной ветви власти на другую. Президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь, вето может быть преодолено, если при повторном рассмотрении законопроекта за него проголосуют 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сенат утверждает членов правительства, назначаемых Президентом, и ратифицирует заключенные им международные договоры. В случае совершения Президентом преступлений Сенат выполняет роль суда в решении вопроса об импичменте. Могущество Сената ослабляется тем, что председателем является вице-президент, который может принимать участие в голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль осуществляет Верховный суд США. Подобная система устраняет почву для узурпации полномочий одной власти другой. За более чем 200-летнюю историю США ни разу не возникало серьезной угрозы для подрыва демократической системы управления.

Читать еще:  Что будет за оскорбление в социальных сетях

3. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Государство, подчиняясь юридическим нормам, становится одним из субъектов права и в этом качестве равноправно с другими субъектами. Без правового равенства между государством и личностью не может существовать ни право, ни правовое государство. Любая попытка государственного органа или должностного лица выйти за пределы права и поставить себя над людьми расценивается как правонарушение.

Верховенство закона означает, что государство не вправе издавать законы, противоречащие так называемому естественному праву, и вместе с тем оно обязано принимать все законы, которые обеспечивают естественные права человека.

Наконец, в силу рассматриваемого признака закон обладает высшей юридической силой. Все подзаконные акты должны строго соответствовать ему. Недопустимо подменять закон подзаконными актами и вкладывать в него смысл, который не был предусмотрен законодателем.

4. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством. Как уже отмечалось, такими гарантиями могут быть законодательное закрепление условий, при которых возможно ограничение прав и свобод либо принятие законов, детализирующих права и свободы, провозглашенные в Конституции.

Реальное обеспечение прав и свобод достигается путем создания механизма их всесторонней защищенности, а также установления гражданской, административной и уголовной ответственности за их нарушение.

5. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами.

6. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции. Функционируя в условиях плюрализма различные социальные силы ведут борьбу за власть цивилизованными мерами. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои политические установки, проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является олицетворением демократизма общества, позволяет каждому члену общества самому решать вопрос о своей приверженности той или иной партии, идеологии.

Кроме названных, существуют и другие признаки и черты правового государства, их достаточно много и они весьма разнообразны (выделяют признак многоукладности экономики, невмешательства государства в экономическую сферу и др.). В совокупности они дают общее представление о сущности, содержании, целях и назначении правового государства.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Понятие и признаки правового государства. Предпосылки его формирования

Правовое государство — форма организации и деятельности государственной власти, строящаяся во

взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права — это высший тип демократического

Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и

реализуются: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение

конфликтов через справедливый суд.

Статья 1, п.1 Конституции РФ «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления».

Основные признаки правового государства:

Верховенство и господство права и закона во всех сферах жизни общества — создание и деятельность всех государственных структур строго на основе права; верховенство Конституции в системе НПА;

Принцип разделения властей — относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти; каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти; не допускает концентрации всей полноты власти в одних руках;

Незыблемость, гарантированность, реальность прав и свобод человека и гражданина — люди должны обладать равной правосубъектностью, одинаковыми возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав; приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость;

Четкое разграничение функций общества и государства;

Взаимная ответственность личности и государства — личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями;

Соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права;

наличие развитого гражданского общества;

• действие антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;

правовая защищѐнность человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;

• возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;

• ограничение государственной власти;

• обеспечивается защита прав собственности;

• обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.

Правовое государство— это не просто демократ. образ-е, а высшийего тип. Оно предполагает демократ. устр-во всего его механизма, демокр. режим, максимальное развитие и использование демокр. институтов.

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства:

господство права во всех сферах жизни общества;

незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;

взаимная ответственность личности и государства;

принцип разделения властей.

Господство, или верховенство, права предполагает:

1) правовую организацию гос. власти, т.е. создание и формирование всех гос. структур строго на основе закона;

2) правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им.

3) связанность гос-ва им же созданными законами, т.е. ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний;

4) верховенство Конст. в системе НПА, поскольку именно в Конст. закрепляются основополаг. устои конст-го строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личностиозначают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в кач-ве естеств., принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать

равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Взаимная ответственность личности и государствапроявляется в том, что в своих взаимоотнош. личность и гос-во выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обяз-ми. В обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В прав. гос-ве должны быть законод. закреплены возможности, позволяющие личности требовать от гос-ва исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений гос. органов и должн. лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юр. отв-ти.

Читать еще:  Что грозит за оскорбление человека

Принцип разделения властейпредполагает относительно самостоят. функц-е трех ветвей власти — зак., исп. и судебной. Данный принцип позволяет функционировать гос. власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из гос. органов власть не принадлежит в полном объеме.

Либерализм — определение, признаки, основные идеи и ценности

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм — кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

К основным идеям относятся:

права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

защита прав и свобод граждан;

поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector