1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дискриминация по полу статья

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 136 УК РФ

1. Запрет дискриминации человека установлен на международном уровне. В частности, он предусмотрен ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод . Этот же запрет, гарантирующий защиту прав и свобод человека, устанавливается и российским законодательством.
———————————
Бюллетень международных договоров. 2001. N 3. С. 3 — 44.

Согласно Конституции (ст. 19) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2. Объективную сторону преступления составляют действия (бездействие), выраженные в дискриминации (нарушении) прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от расовой, национальной принадлежности, от пола, языка и т.д., например, увольнение с работы по признакам принадлежности к определенной политической партии, отказ в приеме на учебу по признакам национальности и т.п.

Виды нарушений могут быть многообразны и зависят от характера нарушаемого права, свободы, законного интереса, но с нашей точки зрения все их можно объединить понятием воспрепятствования в реализации имеющегося права и т.д.

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от иных обстоятельств или по иным основаниям не образует рассматриваемого состава преступления.

3. Рассматриваемый состав преступления будет иметь место только в том случае, если деяние совершено с использованием служебного положения, т.е. с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью. При этом не имеет значения, занимает ли лицо должность в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ или в коммерческих или общественных организациях. Для наличия состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, важно лишь то, что лицо по службе обладает полномочиями или возможностями, которые позволяют ему ущемлять права свободы и законные интересы граждан, нарушая тем самым принцип равенства граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, не имеющих на это право других лиц, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности, предоставление льгот лицам определенного вероисповедания и др.).

4. Состав нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина формальный. Преступление считается оконченным с момента выполнения действия ограничивающего равноправие по признакам, указанным в законе, независимо от наступивших последствий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив преступления и его цель не имеют значения для квалификации деяния.

6. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, занимающее должность в государственной, муниципальной, коммерческой или общественной структуре.

7. Злоупотребления должностных лиц органов государственной власти или местного самоуправления, нарушающие равенство граждан, квалифицируются по совокупности составов преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 285 или 286 УК. Подобные же деяния служащих коммерческих структур охватываются ст. 136 УК.

Статья 5.62. Дискриминация

Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.62 КоАП РФ

Свои социальные, экономические, политические и личные права и свободы граждане реализуют и используют в соответствии с действующим законодательством в самых разных сферах жизни (на работе и службе, в быту и на отдыхе, на улицах и в других общественных местах). Поэтому потенциально с дискриминацией граждане могут встретиться практически везде.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, выражается, как правило, в действиях (либо в бездействии), препятствующих гражданам осуществлять (реализовывать) и защищать свои конституционные права (на труд, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства и т.п.).

Читать еще:  Аффективный человек это

Состав правонарушения сформулирован как формальный. Для квалификации содеянного как дискриминации достаточно факта нарушения права гражданина по указанным мотивам и не требуется наступления каких-либо конкретных материальных (имущественных) и иных последствий правонарушения.

Сущность дискриминации выражается не только в нарушении права конкретного гражданина (или группы граждан), но и в нарушении принципа равенства всех перед законом (правом) и судом по мотивам того, что этот гражданин (или группа граждан) имеет другой пол, цвет кожи, относится к другой расе или национальности, говорит на другом языке, имеет другое происхождение, имущественное, семейное, социальное или должностное положение, другой возраст и место жительства, исповедует другую религию (или не исповедует никакой религии), имеет другие убеждения и взгляды, состоит (или, напротив, не состоит) в каких-либо общественных объединениях или каких-либо социальных группах.

В то же время следует иметь в виду, что не всякое отступление от принципа равенства прав и возможностей, не всякое различие, исключение или предпочтение (основанное, например, на специфических требованиях к определенной работе или деятельности) можно считать дискриминацией. Не будут являться дискриминационными, например, требования предварительного прохождения медицинского освидетельствования при приеме на некоторые виды работ.

Поэтому, как показывает практика (в том числе судебная), дискриминацию очень сложно доказывать, поскольку подобные мотивы обычно публично не обнародуются и официально не декларируются, а, напротив, прикрываются (на словах, в документах, приказах и т.п.) другими обстоятельствами (основаниями и причинами) нарушений, ограничений, запретов, увольнений, воспрепятствований и т.д.

Чаще всего, если судить по данным судебной практики, дискриминационные нарушения имеют место в трудовых отношениях (вопреки ст. 3 ТК РФ). Это, например, отказ в приеме на работу гражданина (или увольнение с работы) по причине несогласия с его политическими взглядами или религиозными убеждениями и т.п. По этим же причинам может состояться исключение студента из учебного заведения, возможен также отказ в регистрации по месту жительства лицу (лицам) определенной национальности и т.п.

Административное правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из указанных правонарушающих действий (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Например, в сфере трудовых отношений нарушение будет оконченным с момента издания (подписания) приказа об увольнении работника.

Данное административное правонарушение следует отличать (по признакам объективной стороны, в том числе в зависимости от последствий и др.) от уголовно наказуемой дискриминации (ст. 136 УК РФ — нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина), квалифицирующим признаком которого является совершение таких деяний лицом с использованием своего служебного положения.

2. Субъектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, может быть любой гражданин, в том числе работающий в какой-либо организации и выполняющий как должностное лицо организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции (например, руководитель организации). Субъектом ответственности за данное правонарушение может стать также организация (юридическое лицо), если она по указанию или при попустительстве руководителей оказывает, например, услуги и работы клиентам (заказчикам, пациентам и т.п.), руководствуясь дискриминационными причинами, или если в ней совершаются дискриминационные действия, нарушающие права работников (или членов) организации.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной виной — прямым умыслом (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Мотив и цель совершения дискриминационных действий предполагаются, но требуют доказывания, чтобы обеспечить их правильную квалификацию по данной статье КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, возбуждаются прокурором, в связи с чем он выносит по этому поводу мотивированное постановление (ст. 28.4 КоАП РФ).

Прокуратура Камчатского края

Прокуратура Камчатского края

Список органов прокуратуры Камчатского края

Календарь новостей

Разъяснения прокурора

Прокурор рассказал школьникам об уголовной ответственности несовершеннолетних

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: изменения в работе судебных приставов-исполнителей

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: соблюдение трудовых прав граждан при установлении режима отдыха и питания

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: право гражданина на реабилитацию

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: уголовная ответственность за содействию терроризму

ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ: Дискриминация прав и свобод человека уголовно-наказуема

  • 21.09.2018 24.09.2018 Прокуратура разъясняет, Актуальные вопросы, Разъяснения прокурора
  • Просмотров: 4300

Запрет дискриминации человека установлен международным правом — Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Как следует из положений Конвенции и Протоколов к ней в толковании Европейского Суда, под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод. Например, исходя из практики Европейского Суда использование изображения гражданина без его согласия представляет собой ограничение соответствующих прав, гарантируемых Конвенцией.

Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц).

Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Запрет на дискриминацию, гарантирующий защиту прав и свобод человека, устанавливается и Российским законодательством.

Читать еще:  Браки с иностранцами

В статье 19 Конституции Российской Федерации закреплено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Дискриминация прав и свобод человека относится к конституционным преступлениям и влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную ст. 136 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Объективная сторона характеризуется действием, которое расценивается как дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Нарушение равноправия состоит в том, что гражданина лишают права или не предоставляют ему возможности реализовать свое право либо создают препятствия в реализации этого права (например, незаконное увольнение с работы в связи с активным участием гражданина в деятельности одного из общественных объединений, необоснованный отказ арендовать жилое помещение по признакам отношения к религии, национальности.)

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что нарушает равноправие граждан, и желает так действовать. Обязательным признаком этого преступления является мотив — побуждение нарушить равноправие граждан из-за недоброжелательного отношения к его полу, расе, национальности, языку, происхождению, имущественному или должностному положению, отношению к религии, убеждениям или принадлежности к общественным объединениям. Мотив преступления и его цель не имеют значения для квалификации деяния, но должны учитываться в качестве обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание.

Субъект преступления — лицо, занимающее должность в государственной, муниципальной, коммерческой или общественной структуре и использующее свое служебное положение. Необходимо, чтобы виновное лицо нарушило равноправие граждан, используя свое положение по службе.

Санкция статьи 136 УК РФ предусматривает назначение альтернативных мер наказания в виде:

— штрафа в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет:

— лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет:

— обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов:

— исправительных работ на срок до двух лет:

— принудительных работ на срок до пяти лет:

— лишения свободы срок до 5 лет.

За дискриминацию прав и свобод человека по приговору суда с осужденного может быть взыскана и компенсация морального вреда в пользу потерпевшего.

Статья 3 ТК РФ. Запрещение дискриминации в сфере труда

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Комментарии к ст. 3 ТК РФ

1. «Дискриминация» — общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц по сравнению с другими государствами, юридическими или физическими лицами. Дискриминация во всех формах запрещается внутренним правом демократических государств, а также международным правом.

Дискриминация не может быть нравственно оправданна, так как она ущемляет права людей, а также приводит к тому, что таланты многих людей остаются невостребованными, что в конечном счете вредит производительности труда.

Наряду с расовой дискриминацией и дискриминацией по половому признаку существует дискриминация в отношении инвалидов. Дискриминация — это отказ инвалиду под предлогом его физического состояния в получении работы, которую он может выполнять. Работодателей поощряют к приему на работу инвалидов по системе квот: предприятия, на которых работают более 20 чел., должны иметь в штате 3% официально зарегистрированных инвалидов.

В то время как законодательство защищает человека от наиболее явных форм расовой дискриминации и дискриминации по половому признаку, оно все же не может добиться равенства возможностей. Только небольшое число высоких постов занимают женщины и чернокожие граждане. Для того чтобы стимулировать принятие этих категорий граждан на работу и должное продвижение их по службе, многие организации получают название «работодатель, предоставляющий равные возможности». Значение этой фразы трудно определить четко, ясно одно: чтобы действительно соответствовать такому названию, организация нуждается в коренной перестройке политики найма, отбора, обучения персонала и т.д., а также во введении процедуры контроля и оценки результата. Для проведения такой программы понадобится собрать сведения о пропорции вновь зачисленных сотрудников, учеников, тех сотрудников, которые получили повышение, несмотря на принадлежность к проблемной группе (например, принадлежность к этническим меньшинствам). Кроме того, дисциплинарные взыскания и процедуры обжалования потребуют новых поправок к законодательству, чтобы предотвратить все виды дискриминации и создать возможность обращения для тех, кто считает, что его дискриминируют.

Читать еще:  Доведение человека до суицида статья

2. Общепризнанный принцип равенства в правах является международно-правовой основой зафиксированного в комментируемой статье положения о равных возможностях для реализации трудовых прав. Он закреплен в преамбуле и первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где говорится, что всем членам человеческой семьи присущи равные и неотъемлемые права, что все люди рождаются равными в правах и что каждый человек должен обладать всеми правами без какого бы то ни было различия по расе, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим и иным убеждениям, национальному происхождению, социальному происхождению. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 2) речь идет о гарантиях осуществления провозглашенных в нем прав «без какой бы то ни было дискриминации».

Статья 10 Декларации ООН «О ликвидации дискриминации в отношении женщин» (7 ноября 1967 г.) провозглашает обязательность принятия всех надлежащих мер для обеспечения женщинам одинаковых прав с мужчинами в социально-экономической деятельности, в частности: а) права без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности; б) права на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд; в) права на оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности.

Вслед за Декларацией в ст. 11 Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.) установлено, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости с тем, чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности: а) право на труд как неотъемлемое право всех людей; б) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; в) право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку; г) право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы; д) право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе на сохранение функции продолжения рода.

3. Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» запрещена дискриминация граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам (ст. 9).

Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

4. Наиболее часто встречающимся видом дискриминации в трудовых отношениях в России является дискриминация по возрасту. Часто можно увидеть объявления о приеме на работу, в которых устанавливается предельный возраст работника, например приглашаются работники в возрасте до 30 лет и т.д.

5. Конвенция N 111 МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» принята 25 июня 1958 г. Вступила в силу для СССР 4 мая 1962 г. Дискриминация представляет собой нарушение прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Термин «дискриминация» в соответствии со ст. 1 Конвенции включает: а) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; б) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, как они могут быть определены заинтересованным членом Организации по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

Всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

В целях рассматриваемой Конвенции термины «труд» и «занятия» включают доступ к профессиональному обучению, доступ к труду и к различным занятиям, а также условия труда.

6. Особенности применения комментируемой статьи анализируются в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. 83-Г07-7.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector