2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выдача преступника другому государству

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Что бы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение. Российская Федерация на сегодняшний день заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи. Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо экстрадиции правовая помощь другим государствам включается в себя: производство следственных, процессуальных и судебных действий, передачу осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование.

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст. 61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ).
Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности. В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением. Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

Что это такое: определение

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.

Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Условия выдачи преступника

Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Весомым аргументом отказа в экстрадиции может послужить политическая составляющая преследования.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Когда не предусмотрена?

В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

  • нарушитель – это гражданин РФ;
  • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
  • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
  • наличествуют законные препятствия для выдачи;
  • истек срок давности преступления;
  • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
  • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

Порядок исполнения

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Государства, в которых нет этого понятия

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Выдача преступника другому государству

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Условия выдачи

Выдача преступников — право государства, но не его обязанность. Обязанностью она становится лишь при наличии двустороннего договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам.

Выдача может осуществляться лишь в отношении определенных преступлений — как правило, их список либо критерии их определения (тяжесть наказания и т. п.) устанавливается в договоре. Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности», то есть преступление, за совершение которого запрашивается выдача, должно признаваться таковым в законодательстве как запрашивающей, так и запрашиваемой стороны.

При этом договорами устанавливаются условия, которые позволяют отказать в выдаче. К ним относятся, главным образом, обоснованные подозрения запрашиваемого государства о том, что лицо преследуется по политическим мотивам или что в случае выдачи, оно может быть подвергнуто пыткам или смертной казни.

Выдача своих граждан

В большинстве государств мира не допускается экстрадиция своих граждан. [3] [4] Такой принцип закреплён в конституциях многих государств, в том числе и в конституции России. [3] [4] Россия является членом Европейской Конвенции об экстрадиции 1957 г., она подписала эту Конвенцию с оговорками, запрещающими выдачу российских граждан. [5]

Статья 61 Конституции РФ гласит, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». [6]

Все государства ЕС имеют между собой правовые соглашения, позволяющие выдачу своих граждан. [7] Аналогичная ситуация и в США.

Китай, Япония, Израиль, Беларусь, Украина не экстрадируют своих граждан. Кроме того, по японскому законодательству экстрадиции фактически не подлежат не только граждане Японии, но и граждане других государств, являющиеся этническими японцами, поскольку они имеют право на японское гражданство (так властям Перу было отказано в выдаче Альберто Фухимори).

Процедура выдачи

Процедура выдачи начинается с направления одним государством другому соответствующего запроса. Обычно предусматривается составление запроса либо на языке запрашиваемой стороны, либо на одном из языков международного общения (английский, французский — в зависимости от требования запрашиваемой стороны). Запросы передаются либо через министерства иностранных дел, либо напрямую через правоохранительные органы (министерства внутренних дел, юстиции, прокуратура и т. п.).

В случае задержания предполагаемого преступника в запрашиваемом государстве начинается судебная процедура. Роль суда — подтвердить юридическую обоснованность запроса и соблюдение всех соответствующих требований. Если суд отклоняет запрос, процедура прекращается. Если же суд подтверждает возможность выдачи, решение принимается административными органами.

Считается, что окончательное решение о выдаче лица носит политический характер.

Современные тенденции

В современном международном праве наблюдается тенденция упрощения процедуры выдачи. В частности, идет речь о смягчении требований «двойной подсудности», сокращении числа оснований отказа в выдаче, сокращении роли административных органов. Тормозом в этом процессе является неготовность государств безоговорочно признавать выданные в других странах ордера на арест ввиду различия судебных систем, а порой и недоверия друг к другу.

Наибольшего прогресса в упрощении выдачи добились государства-члены Европейского союза, которые ввели в отношениях между собой так называемый «Европейский ордер на арест». Фактически он предполагает автоматическое исполнение запроса о передаче предполагаемого преступника, без проверки этого запроса с точки зрения содержания.

Выдача и передача

С выдачей часто отождествляют другие виды международной правовой помощи, в частности, те, которые официально называются «передачей». В частности:

  • передача лица международному судебному органу (такому, как Международный трибунал по бывшей Югославии или Международный уголовный суд).
  • передача осужденных (для отбывания наказания в другом государстве, нежели то, в котором вынесен приговор). Именно эта процедура была применена в 2007 при передаче Ливией Болгарии группы болгарских медсестёр, приговорённых к смертной казни [2]. Аналогичная процедура использовалась при передаче России сотрудников российских спецслужб, осуждённых в Катаре на пожизненное заключение за теракт против Зелимхана Яндарбиева. Договорённости об осуществлении таких процедур зачастую предусматривают, помимо оглашаемых формальных условий, также некие условия политического или финансового характера, которые не раскрываются.
  • временная передача лица, находящегося под стражей или осужденного к лишению свободы, для проведения следственных действий в другом государстве.

Выдача и экстрадиция

Чаще всего эти два термина употребляются как полные синонимы. Термин «выдача» употребляется, в частности, в Большой советской энциклопедии [8] , в Уголовно-процессуальном кодексе России [9] , в официальных русских названиях международных документов о выдаче. [5]

История выдачи

  • С древних времен до конца XVII века экстрадиция — редкое явление, применялась в основном к политическим преступникам, еретикам, перебежчикам.
  • В XVIII — первой половине XIX века индустриализация и появление новых видов транспорта вызвали увеличение интенсивности перемещения людей, что привело к проблемам с ограблениями на железных дорогах, бродягам и трансграничным преступлениям. Договора о выдаче стали заключаться в больших количествах между сопредельными странами и распространялись не только на дезертиров, но и на общегосударственных преступников (убийц, воров).
  • 1840—1943 — третий период в истории экстрадиции.
  • С 1943 — Вторая мировая война показала необходимость отсылать военных преступников в страны, в которых были совершены их действия. Для этого уже в 1942 году союзники приняли «Межсоюзническое заявление о наказании за военные преступления».

Выдача в Древнем мире

  • «Послали колена Израилевы во всё колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращённых оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их, и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих» Книга Судей 20.12
  • Из истории Греции приводят пример того, как афиняне согласились выдать македонскому царю Филиппу всех лиц, посягнувших на его жизнь.
  • Ахейцы угрожали Спарте нарушением союза, если не будут выданы ее граждане, совершившие нападение на одну из деревень.
  • В истории Рима ссылаются на галлов, требовавших выдачи напавшего на них Фабия, и на аналогичное требование римлян в отношении Ганнибала, а также на Катона, который требовал выдачи Цезаря германцам за то, что тот начал с ними несправедливую войну.

Выдача в Средние века

Представители племени Курайш потребовали выдачи у царя Эфиопии части курайшитов бежавших от преследований в Эфиопию, но получили отказ.

Закон об экстрадиции

Нелегальная эмиграция в другое государство — один из способов для преступника избежать наказания. В связи с этим большинство держав приняли соглашение, предусматривающее взаимную выдачу лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Рассмотрим особенности закона об экстрадиции в РФ, с учетом порядка и условий данной процедуры.

Понятие и законодательное регулирование

Многих интересует понятие «экстрадиция», не все понимают, что это значит. Данным термином называют передачу гражданина властям его государства, если человек обвиняется в совершении преступления. Согласие иностранного государства на выдачу означает, что эта держава согласна с предъявленными обвинениями к передаваемому лицу.

Суть проведения экстрадиции в принятии мер к преступникам, пожелавшим избежать возмездия, укрывшись на иностранной территории.

Положения об экстрадиции предусмотрены в российском уголовном праве — ст. 462 УПК РФ. Также возможность экстрадиции в 2020 году подтверждается заключенными межгосударственными договорами и конвенциями.

Виды экстрадиции

Разновидности выдачи предусматривают несколько классификаций. Они зависят от гражданства выдаваемого преступника. Экстрадировать могут:

  • российских граждан;
  • иностранных подданных;
  • лиц, лишенных гражданства или имеющих паспорта нескольких государств одновременно.

Еще одна классификация учитывает цели данной процедуры. Лиц могут передавать для следующих действий:

  • расследования уголовного дела;
  • участия в суде в качестве обвиняемого;
  • приведения приговора суда в исполнение.

В зависимости от прав сторон — участников процедуры — различают выдачу граждан из РФ или в обратном направлении, по требованию российских властей.

Принцип экстрадиции

Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:

  • в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
  • граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
  • власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
  • в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
  • власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции

Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.

Условия экстрадиции преступника

Общие принципы не исключают наличия обязательных условий, без соблюдения которых передача граждан неправомерна. Эти условия предусматривают:

  • наличие соответствующего соглашения между Россией и государством, направившим запрос об экстрадиции в РФ;
  • лицо, подлежащее выдаче, — иностранного подданства. Россия не экстрадирует собственных граждан, согласно положениям ст. 61 Конституции;
  • податель запроса должен обосновать виновность гражданина в уголовном преступлении; выдаче подлежат лица, обвиняемые только в уголовных деяниях;
  • лица выдаются, при условии их принадлежности к подданным государства, направившего запрос;
  • уголовное законодательство обеих сторон процесса должно иметь общую позицию в отношении преступления обвиняемого;
  • преступник должен содержаться с соблюдением надлежащих условий и прав человека, доказательства чего предоставляются противной стороной; иначе в передаче может быть отказано.

Выдача своих граждан

Как отмечалось выше, конституционные положения исключают выдачу другим государствам граждан РФ. Это требование распространяется и на лиц с двойным гражданством.

Процедура экстрадиции

Процедура начинается с подготовки запрашиваемой стороной документации, подтверждающей виновность лица, подлежащего передаче, и оформления запроса.

Запрос составляется с обязательным указанием следующей информации:

  • сведений об организации, требующей передачи гражданина;
  • наиболее полных данных о гражданине, экстрадиция которого стоит на повестке дня, с отображением ФИО, регистрационного и фактического адреса, фотографий и пр.;
  • надлежащим образом заверенных копий судебных приговоров и постановлений, другой документации, подтверждающей правомерности предъявленных обвинений в совершении уголовно наказуемых деяний на территории страны.

Подготовленная документация должна соответствовать положениям Минской конвенции и других международных нормативных актов. Срок подачи запроса о проведении экстрадиции — в течение 40 дней от даты поимки преступника.

На следующем этапе сторона, получившая запрос, рассматривает полученные бумаги и принимает решение, взвесив доказательную базу и обоснованность требований о передаче преступника.

Если просьба одобрена, согласуется мера пресечения в отношении обвиняемого, дата и порядок выдачи лица, организация конвойного сопровождения.

Обвиняемый вправе ходатайствовать об обжаловании его выдачи, если решение принято неправильно и с нарушением гражданских прав. Просьба об обжаловании может подаваться в течение 10 дней с момента, когда он получил соответствующее уведомление.

В случае отказа, в течение недели может подаваться кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию.

Если запрос составлен грамотно, и присутствуют доказательства, указывающие правомерность просьбы, другая сторона идет навстречу и выдает преступника.

Но иногда Генпрокурор РФ может принять решение об отсрочке или выдаче на временной основе. Необходимость отсрочки может объясняться проведением дополнительного расследования обстоятельств задержания обвиняемого, рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища и пр.

Если принято решение о временной выдаче, преступника выдают на оговоренный срок для проведения следственных мероприятий или судебных процедур.

Когда в экстрадиции может быть отказано

Возможно принятие отрицательного решения, если отмечаются следующие моменты:

  • запрос подан с нарушением процедуры;
  • вина человека, подлежащего передаче, не доказана;
  • лицо не входит в число подданных государства, подавшего запрос;
  • для преступления, в котором обвиняется лицо, истек срок давности, или обвинение носит частный характер;
  • лицо, в отношении которого подан запрос, не может привлекаться к уголовной ответственности;
  • нарушено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, относительно возможности экстрадиции.

Страны, где нет экстрадиции

Законодательство некоторых государств не предусматривает положений, допускающих возможность выдачи лиц другим странам, даже если присутствуют доказательства их вины.

Большинство стран, не подписавших договор об экстрадиции — оффшоры, поэтому подобные нормы законов направлены на увеличение денежного оборота и привлечение капитала. Во многих государствах запросы рассматривают в индивидуальном порядке, руководствуясь национальными интересами.

Список стран без экстрадиции в Россию

Количество стран, исключающих возможность экстрадиции в Россию — 132. Возможно расширение списка стран, отказывающих в экстрадиции в Россию, в связи со сложной внешнеполитической ситуацией.

Мотивация стран без экстрадиции в Россию:

  • ссылка на преследование по политическим обвинениям;
  • ненадлежащие условия содержания в российских тюрьмах;
  • отсутствие соответствующего соглашения.

Последнее из указанных условий относится к Беларуси и Китаю. Крупные западные страны, не поддерживающие взаимную экстрадицию преступников с РФ — США, Великобритания, Швеция.

Подобную позицию занимает большинство арабских государств — Катар, ОАЭ и пр. В качестве исключения в арабских странах, где нет экстрадиции, рассматриваются запросы по поводу лиц, обвиняемых в торговле наркотиками и бандитизме.

Экстрадиция из России в Украину

В последние годы, после смены правящего режима, резко ухудшились отношения РФ с Украиной. Эта страна также неохотно решает с Россией о взаимной выдаче преступников.

Из РФ в Украину преступники выдаются, если:

  • обвиняемые относятся к гражданам Украины;
  • они не просили в РФ политического убежища;
  • в запросе представлены неопровержимые доказательства виновности данных лиц;
  • запрос подан с соблюдением предусмотренных формальностей;
  • передача согласуется с необходимыми для этого условиями.

При соблюдении перечисленных моментов для передачи преступника препятствия отсутствуют.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Не следует путать понятия экстрадиции с депортацией. Под последним термином понимают выдворение иностранца из страны с последующим запретом возврата на определенный срок или пожизненно. Такое решение принимается за нарушение миграционного законодательства, а продолжительность запрета на въезд зависит от тяжести проступка.

При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.

Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства. Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан.

Выдача преступников (экстрадиция)

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников — это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не могут пользоваться правом убежища.

Однако единого понятия политического преступления выработать не удалось. Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на территории которого оно находится.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, в ст. 61 Конституции говорится, что «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству».

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». Действующий же Уголовный кодекс не содержит положений о выдаче преступников.

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международных договоров о юридической помощи или путем дипломатических переговоров.

Россия заключила ряд договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья, например с Азербайджаном. На основе этого договора некоторые преступники, скрывавшиеся на территории Азербайджана, были переданы правоохранительным органам Российской Федерации.

Италия обратилась к властям Туниса о выдаче бывшего премьер-министра Кракси, обвиняемого в серьезных преступлениях и связи с мафией.

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях

Проблема выдачи преступников приобретает особенное значение из-за возможности быстро переместиться из одной страны в другую, а также в связи с увеличением числа случаев терроризма, захвата и угона самолетов, захвата заложников, торговли женщинами, оружием, наркотиками на территориях различных государств Необходимость усиления борьбы с такими опасными преступлениями заставляет все государства объединять усилия и взаимодействовать.

Известны случаи, когда даже при отсутствии специальных договоров о правовой помощи осуществлялась выдача преступников. Так, Израиль выдал Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников, потребовали большую сумму денег, самолет и улетели в Израиль, хотя в тот период между Израилем и Советским Союзом не были установлены дипломатические отношения.

В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип «Выдать или наказать». Так, бежавшие из мест заключения России преступники, захватившие заложников, улетели в Пакистан. Пакистан не выдал преступников Советскому Союзу, но пакистанский суд осудил их по своим законам к пожизненному заключению.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против этой страны находится в другой стране. В соответствии со сложившейся международной практикой требование о выдаче преступника предъявляет государство в следующих случаях:

  1. когда преступление совершено на его территории;
  2. когда преступник является гражданином этого государства;
  3. когда преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред.

В случаях, когда преступник совершил преступления на территориях нескольких государств, вопрос о его выдаче решается дипломатическим путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом, в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в период второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий:

преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаться преступлением по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности);

если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений латиноамериканских государств при выдаче лиц, обвиняемых в государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку некоторые из этих стран отменили смертную казнь, а другие ее сохраняют.

Требование о выдаче преступника может быть заявлено для привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства совершенного преступления.

Выдача преступника может преследовать цель применения к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

Возможна также выдача преступника, осужденного в одном государстве, гражданином которого он не является, для отбывания наказания на родине.

Однако в соответствии с нормами международного права выданное лицо не должно подвергаться судебному преследованию или заключению для осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием, предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало его выдачу.

Таким образом, следственные и судебные органы государства, запросившие выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служит основанием выдачи этого лица.

В Конституции (ч. 2 ст. 63) говорится: «Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

В Уголовном кодексе вопрос о выдаче преступников решается в ст. 13 следующим образом: «Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации». Представляется правильным развернутое определение выдачи преступников, данное В.К. Звирбулем и В.П. Шупиловым: «Это акт правовой помощи, осуществляемой в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для привидения в исполнение вынесенного приговора».

Положение о предоставлении политического убежища, как правило, регламентируется в конституциях современных государств.

Статья 63 Конституции Российской Федерации гласит:

«1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением».

Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, которое вступило в силу 1 августа 1995 г. В этом Положении декларируется: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2).

В ст. 5 этого Положения указывается, что «политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо преследуется за пределами Российской Федерации за действие (или бездействие), признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Политическое убежище в Российской Федерации предоставляется Указом Президента Российской Федерации (ст. 3).

Ранее, в период противостояния двух систем, право политического убежища обеими сторонами использовалось в политических целях, когда даже лица, совершившие общеуголовные преступления, например убийство, не выдавались стране, в которой было совершено преступление. В современных международных условиях институты выдачи преступников и предоставления политического убежища приобретают правовой характер, служат целям взаимодействия государств в борьбе с преступностью и соблюдения прав человека.

Читать еще:  Уголовное право объективная сторона состава преступления
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
ВКонтакте: