3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Укрытие преступления сотрудником полиции

Укрытие преступления сотрудником полиции

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником.

Однако этот состав касается всех, если же взять укрывательство пресчтупления сотрудником милиции, то тут уже появляется должностное лицо, то есть специальный субъект. а здесь уже работают другие составы преступлений.

Статья 286. Превышение должностных полномочий
1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Добрый
Ник в ответ
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Добрый
Найти ещё сообщения от Добрый
30.10.2006, 18:29#4
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Cтатья УК РФ за сокрытие преступления

Статья 316 УК РФ — Укрывательство преступлений

Конкретно ст. 316 УК РФ предусматривает укрывательство преступлений в различных формах, проявления, а также степени участия. Главным фактором тут является, что никакой предварительной договоренности между человеком и исполнителем не было. Лицо, обвиняемое по этой статье, чаще всего случайный свидетель.

Еще одним существенным моментом является сокрытие особо тяжкого преступления. Однако, главным, для отличия этого правового нарушения от смежных деяний является то, что действия должны происходить без предварительных договоренностей до осуществления нарушения уголовного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Состав деяния

Основными составляющими любого преступления являются 4 фактора: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Рассматриваемая норма уголовного закона по каждому из факторов имеет свои характеристики, которые отличают ее от других деяний.

Объект

Под объектом недонесение о преступлении согласно УК РФ, статья 316 понимает те взаимоотношения, которые возникают уже после, во время расследования.

Сокрытие, равно как участие в нем является прямым препятствием к скорому, полноценному, достоверному разбирательству для правоохранительных органов. Здесь объектом выступают общественные отношения во время расследования.

Объективная сторона

Сами действия, которые совершает лицо, направлены на достижение следующих целей:

  • Укрывательство самого факта совершенного уголовно-наказуемого поступка;
  • Сокрытие лица, виновного в особо тяжком проступке;
  • Сокрытие и уничтожение орудий и дополнительных приспособлений имеющих прямое отношение к совершенному уголовному нарушению;
  • Избавление от следов;
  • Поджог или уничтожение места, где было совершено тяжкое деяние;
  • Осуществление перевозки или продажи вещей со следами или похищенных во время тяжкого проступка;
  • Предоставление квалифицированной помощи по методикам или способам раскрытия преступлений (относится к должностным лицам или людям с юридическим образованием);
  • Предоставление следственным органам ложных сведений или показаний.

Субъект

Рассматриваемая норма предполагает, что субъектом может являться любой человек, который достиг возраста наступления уголовной ответственности — 16 лет. Сама правовая норма предусматривает исключение, в отношении супруга или близкого родственника исполнителя основного преступления. Они не могут привлекаться к ответственности по статье 316 УК РФ.

Когда укрывательство было совершено должностным лицом, который применил свое служебное положение или полномочия, к ст. 316, по совокупности могут быть применены еще и положения ст. 285 и 286 УК : злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.

Скачать для просмотра и печати:

Субъективная сторона

Здесь, субъективной стороной может выступать только прямой умысел. Ни о каком косвенном намерении и речи не идет. Человек, ставший исполнителем действий скрывающих преступление должен изначально знать, как о первоначально совершенном деянии, так и о последствиях собственных действий по сокрытию виновника. То есть, лицо должно понимать, что своими поступками оно помогает виновному, избежать законного наказания.

Мотив, побудивший человека принять участие, в таких мероприятиях никак не повлияет на квалификацию его действий. При этом, побудившая на такое мотивация может повлиять на наказание, которое назначит суд.

Правовая характеристика преступления

Недонесение о совершенном преступлении согласно УК РФ будет завершенным в тот момент, когда будет осуществлено хотя бы одно действие по сокрытию факта произошедшего деяния исполнителем. Даже если ожидаемый результат не наступит, а следственные органы раскроют уголовное правонарушение, включая второстепенный замысел, квалификация поступков постороннего участника произойдет согласно 316 норме УК .

Законодательством, для этой нормы не определен временной период, на протяжении которого могут быть проведены действия по укрывательству. Без дополнительных юридических разъяснений предполагается, что такое возможно на протяжении всего срока давности со дня осуществления особо тяжкого деяния.

Особенности

Уголовно правовая норма об укрывательстве может применяться только к особо тяжким преступлениям.

Следователь не может применить такую статью к деяниям средней тяжести. Здесь максимум, что допустимо это лжесвидетельствование. Следственным органам следует помнить: фактическое сокрытие прекращается в момент, когда государственным органам стало известно о совершенном преступлении или же когда ими установлена личность виновного.

Прежде чем вменять человеку сокрытие, необходимо убедиться, что в момент совершения действий, препятствующих расследованию, он полностью осознавал последствия. Укрывательство допустимо исключительно при прямом умысле лица создать препятствие, скрыть факт или самого виновника преступления.

Предусмотренное наказание

За укрывательство преступника согласно нормам УК РФ предусматривается несколько видов наказания:

  1. Штраф до 200 000 рублей;
  2. Штраф в размере ЗП или иного дохода виновного лица за период до 18 месяцев;
  3. Принудительные работы сроком не более 2 лет;
  4. Арест, максимум на 6 месяцев;
  5. Лишение свободы не больше 2 лет.

Обратите внимание! За укрывательство совершенного противоправного деяния предусмотрена уголовная, а также административная ответственность по ст. 17.8 и 17.9 КоАП РФ.

Правовой комментарий к статье

Действующие юристы обращают внимание, что по этой правовой норме не могут квалифицироваться действия человека, который непосредственно принимал участие в совершении тяжкого деяния.

Как пример: Петров С. и Судонов К. совершили убийство. В причинении тяжких повреждений направленных на смерть лица участвовали оба. Судонов К. после совершения преступных действий предпринял меры к сокрытию следов. К Судонову К. не могут применить норму ст. 316 УК , ведь он не просто является укрывателем преступного деяния, но и его непосредственным исполнителем.

Особое внимание обращено на то, что помощь в сокрытии, со стороны других лиц может проявляться не только в физических действиях или материальных вещах, но и интеллектуальных познаниях.

Судебная практика

В Ленинском районном суде г. Иркутска рассматривалось уголовное дело по обвинению И.С. в совершении преступления по ст. 316 УК РФ. В ходе рассмотрения, судом было установлено, что И.С. находясь в квартире знал о совершенном Н.Н. убийстве гражданина А.Б. С целью помощи избежания Н.Н. уголовной ответственности И.С. принял активные действия совместно с Н.Н. по укрывательству совершенного особо тяжкого проступка без предварительного сговора. Непосредственно И.С. помог вымыть пол квартиры от следов крови, вынес на мусорку тряпку с кровью. Также оказал физическую помощь в выносе трупа А.Б. из квартиры и его погрузке в автомобиль «УАЗ», принадлежащий осужденному Н.Н.

Позже у И.С. была возможность сообщить правоохранительным органам о произошедшем убийстве и личности виновного лица, но он этого не сделал. В судебном заседании подсудимый И.С. вину признал полностью. Кроме того, вина И.С. доказана показаниями свидетелей и собранными материалами.

Суд признал И.С. виновным в совершении преступления по ст. 316 УК РФ и приговорил его к лишению свободы сроком на 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии общего режима.

Связь статьи 316 УК РФ с уголовными деяниями

Состав и правовая характеристика преступления очень похожи с такими деяниями как соучастие и пособничество.

Различие здесь состоит во временном периоде. И соучастие, и пособничество предполагают договорные отношения между преступниками, которые возникли ДО осуществления тяжкого деяния.

В случае с укрывательством ситуация другая. Действия по сокрытию производились уже после того, как преступление осуществлено без предварительных договоренностей. Здесь отсутствует взаимная обусловленность между умыслом исполнителя основного деяния и участием стороннего лица.

К этой же норме могут применяться смежные статьи: 174 — отмывание денежных средств, 175 — сбыт или покупка имущества полученного преступным путем.

Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета должностными лицами органов внутренних дел

Дата публикации: 11.12.2017 2017-12-11

Статья просмотрена: 2171 раз

Библиографическое описание:

Андреев К. В. Проблемы квалификации сокрытия преступления от учета должностными лицами органов внутренних дел // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/183/47153/ (дата обращения: 13.02.2020).

Сложно переоценить опасность должностной преступности. Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом — интересы общества и государства.

При этом должностная преступность характеризуется высокой латентностью. Ежегодно в России регистрируется около 22–25 тыс. этих преступлений, что составляет всего 0,8 % от общего объема преступности в стране.

Общественная опасность преступлений, совершаемых сотрудниками полиции в ходе проверок сообщений о преступлениях, выливается в попрание одного из важнейших прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции России — права на правосудие. Такие преступления ведут к необоснованному уголовному преследованию граждан, а также к сокрытию реально совершенных преступлений.

Подавляющее число нарушений закона, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел в ходе проверок сообщений о преступлениях, связано с сокрытием преступлений от учета.

Так, согласно данным сводного отчета Генеральной прокуратуры Российской Федерации формы НСиД за 2016 год, органами прокуратуры в 2016 году отменено 2 400 214 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных следственными органами и органами дознания МВД России. При этом, после отмены органами прокуратуры данных постановлений, возбуждено 181 405 уголовных дел. Вместе с тем, в 2016 году подразделениями МВД всего возбуждено 1 848 129 уголовных дел. Таким образом, 9,8 % всех возбужденных в 2016 году подразделениями МВД России уголовных дел возбуждены только после отмены органами прокуратуры незаконных и необоснованных постановлений об отказе в их возбуждении.

Очевидно, что как в российском научном сообществе, так и у работников прокуратуры достаточно остро стоит вопрос о многочисленности нарушений законов, совершаемых должностными лицами органов внутренних дел. Так, Варыгин А. Н. в статье «Нарушения законности в деятельности органов внутренних дел» утверждает, что самыми распространенными видами нарушения законности, допускаемыми работниками органов внутренних дел, являются нарушения норм уголовно-процессуального законодательства. Такие нарушения заключаются прежде всего в необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел [1].

По словам Меретукова А.А, обеспечение законности и обоснованности решений об отказе в возбуждении уголовного дела, является одним из приоритетных направлений деятельности как системы МВД РФ, так и Прокуратуры РФ. Невозбуждение или несвоевременное возбуждение уголовного дела, как правило, приводит к сокрытию преступлений, к утрате доказательств, без которых осложняется или становится невозможным установление истины по делу, также к несвоевременному принятию мер по розыску лиц, совершивших преступление [2].

Между тем, несмотря на распространенный характер указанных нарушений и высокий показатель их выявления силами прокуратуры, возникают большие трудности с привлечением должностных лиц к серьезной ответственности, тем более — к уголовной. Как правило, последствия выявления факта укрытия преступления от учета выливаются лишь в привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности. Однако, в каждом случае, когда умышленное сокрытие преступления конкретным сотрудником полиции доказано, необходимо ставить вопрос о привлечении его к уголовной ответственности.

Вместе с тем, практика возбуждения в отношении сотрудников полиции уголовных дел о преступлениях, связанных с укрытием преступлений от учета, неоднородна. Это связано прежде всего с тем, что в действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации не имеется самостоятельного, обособленного состава умышленного укрытия преступления от учета.

Практика возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц правоохранительных органов в связи с сокрытием последними преступлений от учета различна. Как правило, уголовные дела возбуждаются по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 292 УК РФ. Отсутствие единой правоприменительной практики объясняется, прежде всего, тем, что указанные составы преступлений не могут в полной мере отражать сущность должностного преступления, связанного с сокрытием преступления от учета [3].

Существует несколько ключевых проблем при доказывании преступного злоупотребления или превышения должностным лицом своих полномочий путем укрытия преступления от учета.

Возникают проблемы при доказывании мотива преступного действия, который является обязательной частью состава преступления, предусмотренного ст. ст. 285, 286, 292 УК РФ.

Согласно действующему законодательству, указанные преступления должны быть совершены исходя из корыстной или иной личной заинтересованности.

Под корыстной заинтересованностью понимается стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц. Под иной личной заинтересованностью понимается стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. д.

При подтверждении корыстной заинтересованности как мотива укрытия преступления от учета каких-либо препятствий к возбуждению уголовного дела в отношении должностного лица, как правило, не возникает. В таких случаях надлежит устанавливать также источник корыстной заинтересованности, которым часто является взятка.

Так, Всеволожским городским судом Ленинградской области оперуполномоченный уголовного розыска С. осужден по ч. 1 ст. 285 и ч. 2 ст. 290 УК РФ за то, что, выявив факт совершения Я. преступления — незаконного приобретения и хранения наркотических средств, мер к регистрации выявленного преступления не принял, материал уничтожил, за что получил от Я. 2000 рублей [4].

По мнению Любавиной М. А., корыстная заинтересованность может в том числе проявляться и в желании получить премию по итогам службы. При этом, желание «выслужиться» перед начальством является уже иной личной заинтересованностью. Корыстная и иная личная заинтересованность тесно связаны, в силу чего стремление к служебным успехам как мотив может являться и корыстной, и личной заинтересованность [5].

Вместе с тем, по мнению автора исследования, данный подход имеет свои недостатки.

Следует учитывать, что перспектива получения премии от высоких показателей по службе ничем не гарантирована, и, точно, при отсутствии преступного умысла руководителя подразделения МВД, не может быть выдана за укрытие конкретного преступления. Кроме того, поощрения по службе могут иметь и нематериальный оттенок, как, например, грамота или благодарность. А для подтверждения корыстного мотива доказыванию подлежат изменение именно материального положения должностного лица после совершения преступления, а также причинно-следственная связь между ними. Совершая укрытие преступление от учета, должностное лицо не может точно предугадать конкретные последствия своего деяния, оно лишь направлено на выраженное в какой-либо форме благоприятное отношение руководства.

Таким образом, при укрытии преступления от учета в связи со стремлением повышения показателей по службе, имеет место неконкретизированный мотив. Фактическое наступление благоприятных последствий для должностного лица не является обязательным признаком вышеописанного состава, так как иначе при их отсутствии при направлении уголовного дела в суд невозможно было бы решить вопрос о корыстной или личной заинтересованности.

Ввиду изложенного, по мнению автора диссертационного исследования, любой мотив должностного лица, связанный с какими-либо служебными преференциями, следует увязывать с иной личной заинтересованностью.

Следующей проблемой при квалификации укрытия преступления от учета по ст. ст. 285, 286 УК РФ является установление существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства

Пункт 9 постановления пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» гласил, что судам при рассмотрении дел указанных категорий надлежит выяснять и указывать в приговоре характер причиненного вреда, а также наличие причинной связи между ним и действиями (бездействием) подсудимого. Судам необходимо иметь в виду, что вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т. п. [6]

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т. п.

Несмотря на то, что вышеназванное постановление пленума Верховного Суда признано недействующим в связи с вступлением в силу постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», новое постановление не дает новой трактовки «существенному нарушению прав и законных интересов».

По нашему мнению, при квалификации преступных действий должностных лиц, связанных с укрытием преступлений от учета, по ст. ст. 285, 286 УК РФ, существенным вредом от данной деятельности будет прежде всего являться нарушение гарантированного ст.52 Конституции Российской Федерации права потерпевшего на доступ к правосудию.

Последней проблемой в привлечении должностных лиц органов внутренних дел к уголовной ответственности является разграничение преступного действия от должностного проступка.

Поскольку речь идет о действиях, сопряженных с сокрытием преступлений от учета, то может возникнуть вопрос, подлежит ли ответственности должностное лицо в случае, когда факт совершения преступления неочевиден. Каждое сообщение о преступлении должно быть принято, рассмотрено и разрешено в установленном порядке. Поэтому позиция должностного лица, которая заключается в том, что в сообщении не усматривались признаки преступления, в связи с чем было отказано в его приеме и регистрации, не оправдывает его бездействие при регистрации сообщения о преступлении и его проверке.

Вместе с тем такое бездействие должностного лица может свидетельствовать о допущении им должностного проступка, но не уголовно наказуемого деяния, поскольку в этом случае должностное лицо может не осознавать, что его бездействие приведет к существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций либо к существенному нарушению охраняемых законом интересов общества или государства [7].

Таким образом, уголовно-наказуемым является только сокрытие преступления, событие которого очевидно.

  1. Вестник Российского университета кооперации, №4 (22), стр. 96, Россия, Чебоксары, 2015
  2. Колесов М.В., Уголовная ответственность за сокрытие преступления от учета и регистрации должностным лицом правоохранительного органа, Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации №2 (40), 2014
  3. Материалы V Международной научно-практической конференции, современные проблемы уголовной политики том 2, стр. 362, Обеспечение законности и обоснованности при решении вопроса об отказе в возбуждении уголовного дела, Краснодар, 2014
  4. Дело № 1-355/04. Архив Всеволожского городского суда Ленинградской области
  5. Любавина М.А., Коршунова О.Н., Противодействие преступлениям, связанным с приемом, регистрацией, рассмотрением и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях, квалификация, расследование, Санкт-Петербург, 2005, стр.20
  6. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 N 4 (ред. от 10.02.2000) «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»
  7. Любавина М.А., Коршунова О.Н., Противодействие преступлениям, связанным с приемом, регистрацией, рассмотрением и разрешением заявлений и сообщений о преступлениях, квалификация, расследование, Санкт-Петербург, 2005, стр. 18

Сокрытие преступления по ст. 316 УК РФ: особенности деяния и наказание виновного

Иногда работа органов следствия затрудняется ввиду того, что сам преступник либо следы или орудия его деяния скрываются. Лица, предоставляющие злоумышленнику возможность скрыться от правосудия, также нарушают закон. Однако в УК предусмотрен лишь один случай, в котором за подобное деяние человеку грозит наказание (статья 316). В результате, образуется большой пробел в законодательстве относительно ответственности за сокрытие преступления.

Особенности деяния

Поскольку на практике встречаются различные способы сокрытия преступлений, а статья в УК предусмотрена всего лишь одна, возникает масса спорных моментов.

Что говорит о сокрытии преступления ст. 316 УК РФ?

316 статья УК РФ, посвященная сокрытию преступления, его следов, состоит из одной части. В тексте указывается перечень мер за заранее не обещанное, иными словами, незапланированное, сокрытие особо тяжких (!) преступлений, ответственность за которые предусмотрена УК РФ. В примечании указано, что на близких родственников наказание не распространяется.

Таким образом, состав преступления довольно узок: совершение активных (на этом определении настаивают и юристы, и суды) действий, производимых, дабы укрыть самого преступника или средства и следы его преступления.

В статье 316 УК РФ не раскрыто понятие укрывательства преступления. Однако многие авторы ссылаются на разъяснения, данные в 5 части 33 статье УК по поводу пособничества в совершении преступления, где говориться об обещании, скрыть злоумышленника или орудия и следы его преступления, а также предметы, добытые преступным путем. Если исключить момент предварительной договоренности (в ст. 316 УК РФ речь ведется о незапланированном укрывательстве преступлений), такая трактовка вполне подходит. Аналогично понимаются действия по сокрытию преступления и во время судебных разбирательств.

Субъект преступления и лица, которые не могут им быть

Наказание за сокрытие преступления может понести вменяемое лицо старше 16 лет. Однако серьезную поправку в данное положение вносит поданное в статье примечание, согласно которому, близкие родственники за укрывательство не осуждаются. Такой комментарий внесен ввиду столкновения норм морали и права: с одной стороны, человек не может выдать близкого, с другой – обязан соблюдать закон.

К близким родственникам традиционно причисляют родителей, детей, внуков, дедов и бабушек, а также, законных супругов. Важным моментом является факт регистрации брака в ЗАГСе. Если преступника укрывает сожительница, статья будет применена, а если законная жена – нет.

Многие ученые считают такое решение не вполне соответствующим реалиям современной жизни. Некоторые юристы предлагают приравнивать сожителей к законным супругам при наличии у них совместных детей.

Более подробно о способах сокрытия преступлений расскажет следующее видео:

Нормы законодательства

Итак, как становится ясно из сказанного ранее, в правовом урегулировании укрывательства преступления существует множество упущений.

  • Первое из них – отсутствие не только уголовной, но и административной ответственности за сокрытие тяжких деяний и преступлений средней тяжести. Получается, что на такой вид укрывательства отсутствует запрет, а значит, помогать преступнику, совершившему проступок или не особо тяжкое преступление можно безнаказанно.
  • Многих граждан волнует вопрос об укрывательстве преступления сотрудниками следствия, который также отдельно нигде не рассматривается. Деяния подобного толка подводятся, как правило, под статью 286 – Превышение должностных полномочий.
  • Тонкая грань пролегает между пособничеством и укрывательством. Чтобы разграничить эти преступления, следует установить наличие/отсутствие факта предварительной договоренности.

А теперь давайте узнаем, как составить заявление о сокрытии преступления и подать его сотрудникам полиции или прокуратуры.

Заявление о сокрытии преступления

Как и прочие заявления, целью которых является сообщение о нарушении закона, заявление об укрывательстве подается в полицию или прокуратуру.

Форма данной бумаги стандартная:

  • «Шапка» в правом углу, включающая сведения о лице, которому заявление адресовано, и о гражданине его подавшем;
  • Название документа посреди листка;
  • Суть обращения;
  • Подпись и дата.

Заявления, в которых в укрывательстве обвиняются сотрудники правоохранительных органов, нередко подаются на имя председателя следственной комиссии. О том, какие ответственность и наказание предусмотрены за сокрытие преступления и помощь в таком деянии, читайте далее.

Ответственность за укрывательство преступления

За сокрытие чужого злодеяния ответственность предусмотрена лишь в Уголовном кодексе, причем преступление, о котором идет речь, должно быть отнесено к разряду особо тяжких. Лицу, не являющемуся близким родственником или супругом субъекта, совершившего особо тяжкое преступление, за укрывательство может грозить одно из установленных 316 статьей УК наказаний:

  • Штраф в размере 200 000 рублей максимум, или равный доходу обвиняемого за определенный период (до полутора лет);
  • Арест (3 – 6 месяцев);
  • Лишение свободы (до 2 лет).

Как видите, приговор по ст. 316 УК РФ может быть весьма суров. Надеемся, что полученные знания помогут вам не стать жертвой данного злодеяния или других преступлений против правосудия (например, вынесение судом неправосудного решения, лжедонесение, незаконный арест и др.).

О случае из судебной практики по вопросу сокрытия преступления расскажет следующий видеосюжет:

Сокрытие преступления – состав преступления и ответственность

Нередко у преступников оказываются помощники, которую своими действиями затрудняют работу правоохранительных органов. В частности, они могут скрывать следы преступления или помогать скрыться самому преступнику. Уголовный кодекс РФ содержит 316 статью, которая наказывает за подобные действия. Однако, далеко не все действия по сокрытию преступлений чётко описаны в законе.

Особенности деяния

Из-за того, что при множестве способов скрыть преступление, в УК предусмотрена только одна статья за подобные действия, то на практике возникает много спорных ситуаций.

Что говорит о сокрытии преступления статья 316 УК РФ

Данная норма закона наказывает за незапланированное сокрытие особо тяжких преступлений. При этом наказание не применяется к близким родственникам преступника.

Важный критерий квалификации – активные действия по сокрытию улик или преступника. Если действия такими не будут признаны, то и ответственность по 316 статье назначена не будет.

Поскольку в этой норме УК фигурирует понятие «особо тяжких преступлений», то круг сужается только до тех нарушений закона, за которые уголовное право предполагает наказание не менее 10 лет лишения свободы.

Также есть нюанс, связанный с понятием укрывательства преступления. В 316-й статье это понятие не дано, поэтому юристы ссылаются на комментарий к 5 части 33 статьи УК о пособничестве в совершении преступления, а именно обещании скрыть преступника, следы или добытые им в ходе преступления вещи. Отличие этой трактовки от 316 статьи в том, что в ней идёт речь о запланированном (обещанном) сокрытии в то время, как в статье 316 о незапланированном. Но на практике нередко эти статьи применяются вместе.

Субъект преступления и лица, которые не могут им быть

Наказан за сокрытие преступления может быть любой дееспособный гражданин не младше 16 лет. Но есть исключение – близкие родственники преступника. Их нельзя наказать, так как закон не обязывает родственников свидетельствовать друг против друга. Но в то же время закон должны исполнять все граждане страны. Это противоречие и было разрешено с помощью данного исключения в статье 316.

Важно учитывать, что перечень близких родственников строго определён. К ним относятся дети, родители, бабушки, дедушки, внуки и супруги. При этом супруги должны жить в официальном браке. Сожителей от ответственности за сокрытие преступления не освободят. Хотя среди юристов есть немало сторонников уравнения сожителей и супругов в данном контексте.

Нормы законодательства

Сказанное ранее показывает, что в квалификации сокрытия преступлений есть немало нюансов:

  • Отсутствие какой-либо ответственности за сокрытие тяжких и средних преступлений.
  • Отсутствие отдельного наказания за сокрытие преступлений сотрудниками следственных органов. На практике к ним применяют статью 286 – превышение должностных полномочий. Но это всё же совсем иная квалификация их действий.
  • Сложность разграничения понятий пособничество и укрывательство. Для этого нужно точно доказать факт предварительного сговора, либо его отсутствие, что не всегда возможно.

Кроме этого, под 316 статью УК подпадают именно активные действия по сокрытию преступления. Если человек просто не сообщил о преступлении, то его действия не могут быть квалифицированы по данной статье.

Помимо 316-й статьи, в УК были внесены поправки в рамках «пакета Яровой». Одной из низ стала статья 205.6 «Несообщение о преступлении». Суть этой статьи в том, что достаточно не сообщить о преступлениях, квалифицируемых по статьям 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ. Главным образом статья призвана ужесточить ответственность за пособничество террористам. Но пока не совсем ясно, как она будет применяться на практике.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Заявление о сокрытии преступления

Любое заявление о нарушении закона нужно подавать в прокуратуру или полицию. Заявление о сокрытии преступления не является исключением. Оно составляется по стандартной форме таких документов:

  • «Шапка» с данными адресата и заявителя.
  • Название заявления.
  • Описание сути произошедшего.
  • Дата и подпись заявителя.

Если в сокрытии преступления обвиняют следователя, то заявление нужно подавать начальнику следственной комиссии.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 316

Обычно по данной статье судят за помощь в сокрытии трупа. Но нужно помнить, что и любые действия по сокрытию орудий преступления, автомобиля, который использовали в ходе преступления, и иных улик также подпадает под действие этой статьи. Наказанием обычно становится штраф или условный срок, но суд может применить и реальное лишение свободы. Обычно учитывается активность и роль виновного в сокрытии.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами

Смягчающим обстоятельством может быть признано отсутствие умысла и незапланированное сокрытие преступления. В этом случае статью 316 могут и вовсе не применить.

Отягчающим будет любое косвенное участие в преступление, запланированная помощь в его сокрытии, несмотря на понимание того, что данное преступление относится к особо тяжким.

Квалификация преступления

Для квалификации важно соответствия содеянного:

  • понятию укрывательства (сокрытие самого преступления, его оружий, средств, следов и предметов, добытых преступником предметов);
  • активным действиям;
  • незапланированному и не обещанному характеру.

При этом немало преступлений подпадает под другие статьи УК. В случае, когда они ими исчерпываются, статья 316 не применяется. К таким преступлениям относятся отмывание денег (статья 174), продажа и покупка краденого (статья 175) и другие. Бывают также случаи квалификации преступлений по нескольким статьям, включая 316-ю. Например, незаконный оборот драгоценных металлов (191 статья), радиоактивных веществ (220), оружия (221), наркотиков (228) и т.д. В перечень действий, наказываемых по данным статьям, может входить и хранение данных предметов. Соответственно, если человек хранит эти вещи преступника, то он может быть привлечён и по данным статьям, и по статье 316 за сокрытие вещей, добытых преступным путём.

Ответственность по статье

Как уже было сказано к ответственности за сокрытие преступления привлекут только в случае, если преступление было особо тяжким и скрывший его не является близким родственником преступника, а также действовал активно. В этом случае статья 316 УК РФ допускает несколько видов наказания:

  • Штраф до 200 тысяч рублей или изъятие дохода в течение полутора лет.
  • Арест на 3-6 месяцев.
  • Лишение свободы до 2 лет.

Наказание может быть весьма суровым, поэтому нужно понимать, когда действия в отношении преступника могут привести к таким последствиям.

Можно ли доказать невиновность?

Невиновность по статье 316 можно доказать только при условии отсутствия запланированной умышленной помощи преступнику. То есть если обвиняемый сможет представить однозначные доказательства того, что он не знал о преступлении, то обвинение по 316 статье с него будет снято.

Такие ситуации на практике бывают. Например, преступник попросил у друга пожить несколько дней, не сообщив ему о том, что скрывается. Если обстоятельства дела будут доказаны, то другу, впустившему преступника на ночлег, ответственность грозить не будет. Но часто очень сложно доказать отсутствие сговора при сокрытии преступления.

Читать еще:  Формы и виды множественности преступлений
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector