0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уголовные преступления в сфере налогообложения

§ 4. Уголовные преступления в сфере налогообложения

Круг общественно опасных деяний постоянно изменяется в связи с изменениями, происходящими в экономической системе и политике государства. В советский период государство получало необходимые финансовые средства за счет прямого ‘изъятия прибыли предприятий, полностью находящихся в его собственности, и части доходов граждан. Отсюда вытекало и отсутствие в уголовном законодательстве СССР налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации учитывает изменения, произошедшие в экономике, путем введения понятия налоговых преступлений.

общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;

противоправностью, т. е. запрещенным уголовным законом деянием;

виновностью, т.е. отношением лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности;

наказуемостью, т. е. преступлением признается только запрещенное законом под угрозой наказания деяние.

Все эти признаки в совокупности должны быть присущи совершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.

Ответственность за преступления в сфере налогообложения в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена статьями 198—1992, помещенными в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и <или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов пре- -вышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199′ настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 1991. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот

тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 1992. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере,—

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассмотрим подробнее состав данного вида преступлений. Объектом налоговых преступлений являются посягательства на интересы государства в сфере налогообложения, а именно:

а) недополучение налогов, что влечет сокращение доходной части бюджета;

б) нарушение законов рыночной конкуренции, поскольку не плательщик налогов оказывается в привилегированном положении;

в) нарушение принципа социальной справедливости;

г) противодействие функциям государственного управления экономикой, так как изъятие части дохода в виде налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономические процессы.

Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных налоговых последствий и причинно-следственной связи между ними. Негативные последствия налоговых преступлений имеют материальный характер — государство недополучает де-нежные средства для формирования доходов, что заставляет защищать его интересы с помощью уголовного закона. Статьи о налоговых преступлениях предусматривают привлечение к ответственности только за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Наказание устанавливается в виде штрафа, размера заработной платы или иного дохода, ареста, лишения свободы с запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Наступление негативных последствий должно быть вызвано действиями преступного лица, при этом для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать бесспорную связь последствий с поступками преступника.

Субъектом налогового преступления является физическое лицо. Это относится к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов как физических лиц, так и организаций, а также с неисполнением обязанностей налоговых агентов. Законодательство определяет субъекта — гражданина России, иностранного гражданина и лица без гражданства, достигшего 16-летнего возраста, имеющего облагаемый налогом доход и обязанного представить в налоговые органы налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует субъекта данного вида налогового преступления, а именно: собственник денежных средств или имущества; руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового преступления проявляется только в виде умысла. При совершении данного вида преступлений субъект знает, что его действия неправомерны и повлекут за собой неуплату налога либо неверные исчисления сумм налога или сбора. Совершая умышленное преступление, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий, влекущих применение норм уголовного законодательства. Доказывание субъективной стороны налоговых преступлений вызывает наибольшие за-труднения, поскольку суду необходимо доказать, что лицо знало требования законодательства о налогах и сборах, правила заполнения налоговой декларации и внесенные ложные сведения сделаны умышленно, а не в результате ошибки или неправильного понимания нормативных актов.

Налоги и налогообложение

Налоговые преступления и ответственность за их совершение

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в России была впервые введена в 1992 г., когда УК РСФСР был дополнен ст. 162.1 «Уклонение от подачи декларации о доходах» и 162.2 «Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения».

Налоговое преступление — это виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие) в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ (УК) предусмотрено наказание.

Уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений является самым тяжелым видом ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Она характеризуется следующими юридическими особенностями:

  • субъектами являются только физические лица;
  • осуществляется только в судебном порядке;
  • применяется за наиболее общественно опасные деяния — преступления;
  • предусматривает строгие меры государственного принуждения;
  • производство по делам о налоговых преступлениях осуществляется подразделениями по налоговым преступлениям МВД.
Читать еще:  Тяжесть преступлений ук рф

Признаки налогового представления представлены на рисунке.

Общественная опасность деяния является признаком налогового преступления, раскрывающим его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу его причинения как напрямую — налоговой системе и государству (ибо направлена против государственной казны), так и опосредованно — создают угрозу причинения вреда личности и обществу (ибо государственный бюджет, является средством финансового обеспечения государством его функций перед обществом и человеком — охранительных, организационных и социальных).

Противоправность означает запрещенность деяния уголовным законодательством. Значение данного признака состоит в том, что от его соблюдения зависит реализация провозглашенного в Конституции РФ и ст. 3 УК принципа законности. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности, связана с общественной опасностью так же, как форма с содержанием.

Виновность как признак означает необходимость наличия вины в действиях лиц. Общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

Наказуемость как признак заключается в угрозе применения наказания при нарушении норм уголовного законодательства, запрещающих совершать те или иные деяния. Таким образом, только запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания деяние признается преступлением.

Мерами наказания в рамках уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений являются в основном пени и штрафы. В УК РФ предусмотрена ответственность:

  • за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 198—199);
  • за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);
  • за сокрытие имущества от взыскания (ст. 199.2).

По закону не всякая недоимка признается преступлением. Для возбуждения уголовного дела важен размер налогового долга. Уголовному преследованию подвергаются два вида неуплат: в крупном и особо крупном размерах.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн. руб. А особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн. руб.

Пример 1. В ходе налоговой проверки за 2006—2008 гг. выяснилось, что ЗАО «Партнер» в 2008 г. недоплатило в бюджет 744 тыс. руб. Всего за период общество должно было заплатить 6,2 млн. руб. Следователь возбудил уголовное дело (ч. 1 ст. 199 УК РФ), потому что сумма недоимки превысила 500 тыс. руб. и составила 12% причитающихся с общества налогов (7 440 000 руб. / / 6 200 000 руб. х 100% = 12%).

Если размер недоимки больше 1,5 млн. руб., процентное соотношение неуплаченных и причитающихся налогов не имеет значения.

Недоимка рассчитывается только за три финансовых года, следующих подряд.

Пример 2. В 2006 г. ООО «Атлант» не заплатило налогов на сумму 140 тыс. руб., в 2007 г. — 150 тыс. руб., в 2008 г. — 180 тыс. руб., в 2009 г. — 135 тыс. руб. Общая сумма недоимки за четыре года составила 605 тыс. руб. Возбудить уголовное дело следователь не мог, так как сумма недоимки за три года подряд (с 2006 по 2008 г. или с 2007 по 2009 г.) была меньше 500 тыс. руб.

В НК РФ и УК РФ установлен исчерпывающий перечень преступных способов уклонения от уплаты налогов. В частности, к таковым относятся непредставление в налоговую инспекцию налоговой декларации или других обязательных документов и (или) указание в этих документах заведомо ложных сведений. Следует заметить, что обязанность представления в инспекцию «других документов» должна быть прописана в федеральных налоговых законах. Если же бухгалтер не выполнил требование, предусмотренное, например, в указе Президента РФ или постановлении Правительства РФ, уголовная ответственность в этом случае не возникает.

Если же организация представила в налоговую инспекцию достоверную отчетность, но налоги при этом не уплатила (независимо от причин), привлечь ее руководство к ответственности по ст. 199 УК следователь не вправе.

В ст. 199 УК перечислены все виды наказания за уклонение от уплаты налогов:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • арест на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

При наличии отягчающих обстоятельств, к которым относятся случаи совершения преступления группой лиц (например, руководителем и главным бухгалтером) по предварительному сговору, а также уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание устанавливается более строгое:

  • лишение свободы на срок до шести лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Точно такие же виды наказаний и объем ответственности предусмотрены для руководства организации — налогового агента за неисполнение обязанностей «налогового посредника» (ст. 199.1 УК).

Как правило, за уклонение организации от уплаты налогов суд привлекает к уголовной ответственности ее руководителя, потому что именно он отвечает за законность всех хозяйственных операций (так сказано в ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Как показывает практика, одновременно и руководителя, и главного бухгалтера наказывают лишь в 10—15% случаев, и лишь в 3—5% случаев ответственность несет один главный бухгалтер. Если главный бухгалтер не был заинтересован в уклонении от уплаты налогов, но при этом осведомлен о незаконных действиях своего руководителя (так как подписывал все необходимые документы), тогда суд может привлечь его как соисполнителя.

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции уголовные дела по уклонению от уплаты налогов и сборов сейчас расследует структурное подразделение МВД — Главное управление по налоговым преступлениям (а на местах — управления и отделы). Сведения о налоговых преступлениях могут поступать к следователю из разных источников, например от других государственных органов (налоговой инспекции, таможенных органов, службы финансового мониторинга и т.п.), даже из средств массовой информации (когда организация постоянно размещает рекламу, а в налоговую инспекцию сдает «нулевые» балансы). Но чаще всего сведения о возможном наличии состава преступления поступают из налоговых инспекций. Это связано с тем, что налоговые органы обязаны направлять материалы своих проверок в МВД, если обнаружат, что сумма неуплаченных налогов больше 500 тыс. руб.

Судебная практика показывает, что независимо от суммы недоимки суды наказывают обвиняемых, как правило, условно, ссылаясь на различные смягчающие обстоятельства (положительные характеристики осужденного с места учебы, от друзей, коллег по работе и т.д., наличие маленьких детей, различные заболевания). Оплата недоимки по налогам также может быть расценена судом как смягчающее обстоятельство. Если же обвиняемый недоимку не возместил, прокурор может предъявить к нему также гражданский иск. Однако по НК платить налоги обязано предприятие из своих средств, а не его руководитель или главный бухгалтер из личных средств. При этом Верховный Суд РФ считает, что если обвиняемые не использовали деньги, подлежащие уплате в качестве налогов, в личных целях, то погашать недоимку нужно из средств организации.

Пример 3. Останкинский районный суд (г. Москва) осудил директора и главного бухгалтера ЗАО «Тарос корпорейшен» за уклонение фирмы от уплаты налогов и обязал осужденных недоимку погасить.

Верховный Суд РФ отменил решение районного суда в части взыскания с осужденных неуплаченных налогов, так как обязанность платить налоги лежит на организации, а не на ее сотрудниках. Кроме того, осужденные использовали неуплаченные деньги на нужды фирмы (определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 января 2001 г.).

Следует заметить, что представленные признаки налогового преступления в полной мере могут быть отнесены и к налоговым правонарушениям. Только характеристика их в последнем случае раскрывается через соответствующие нормы налогового и административного законодательства.

Налоговая, административная, уголовная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения

Основными нормативными актами, регламентирующими в России ответственность за нарушения налогового законодательства, являются НК РФ, КоАП РФ и УК РФ.

Налоговая ответственность —это применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Признаки:

1) основана на государственное принуждение и представляет конкретную форму реализации санкций, установленных финансово – правовыми нормами;

2) наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

3) субъектами ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

4) для правонарушителя налоговая ответственность выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера;

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Все составы налоговых правонарушений зафиксированы в гл.15 НК РФ. В качестве меры ответственности НК РФ устанавливает и применяет налоговые санкции только в форме штрафа. Размеры штрафа определены статьями НК РФ либо в конкретных суммах, либо в процентах определенной величины.

Если к ответственности привлекается физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, сумма штрафа взыскивается в судебном порядке.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (срок давности взыскания санкции).

Читать еще:  Виды преступлений против несовершеннолетних

Административная ответственность в сфере налогообложения — это ответственность организаций, их должностных лиц и ИП за налоговые правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП). Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица — по КоАП РФ.

Признаки административной ответственности:

-Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

-Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

-Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

-Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

-Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

-Порядок привлечения к административной ответственности, урегулирован административно — процессуальными нормами.

Привлечение к административной ответственности (так же, как и к налоговой) допустимо только при наличии вины в форме умысла и неосторожности. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости или физическим лицом, находящимся в состоянии невменяемости, исключают возможность привлечения к административной ответственности.

Уголовная ответственность.

Налоговое преступление отличается от правонарушения большей общественной опасностью.

В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:

– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);

– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);

– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).

Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:

– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;

– временного психического расстройства;

– иного болезненного состояния психики.

Формы вины при совершении налогового преступления.Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:

– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;

– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);

– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».

В тексте УК содержатся 4 статьи, посвященных налоговым преступлениям:

– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;

– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;

– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8623 — | 7455 — или читать все.

95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 5. Преступления в сфере налогообложения.

Ст. 198. Уклонение от уплаты налога и (или) сборов с физического лица.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем не предоставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере – законодателем отнесено к категории небольшой тяжести.

Общественная опасность – состоит в нарушении финансовых интересов государства, подрыве благосостояния общества, прав отдельных групп граждан.

Непосредственный объект – это общественные отношения, регулирующие порядок налогообложения физических лиц, внесения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Предметом являются денежные средства, поступающие в бюджеты различных уровней в виде сборов.

Объективная сторона – включает в себя следующие разновидности деяний:

1) уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

2) деяние, совершенное путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей.

По своей конструкции состав преступления – материальный.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект – только физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста уголовной ответственности, обязанное в соответствии с законом платить налоги, вносить страховой взнос и представлять декларацию.

Квалифицированный состав: то же деяние, совершенное в особо крупном размере. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем не предоставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений совершенное в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей).

Ст. 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, отнесено законодателем к категории небольшой тяжести преступлений.

Общественная опасность – состоит в нарушении финансовых интересов государства, подрыве благосостояния общества, прав отдельных групп граждан.

Непосредственный объект – общественные отношения в сфере финансов и в части формирования бюджета от сбора налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Предмет – денежные средства, поступающие в бюджеты различных уровней в виде сборов.

Объективная сторона – уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

Крупный размер – признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Способы совершения – два:

а) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

б) путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Состав по своей конструкции – формальный.

Субъективная сторона – характеризуется прямым умыслом. Цель – уклонение от уплаты налогов или страховых взносов.

Субъект – специальный: лица, которые по закону обязаны обеспечивать правильность данных, определяющих исчисление налогов и страховых взносов: руководители и главные бухгалтера либо лица, их заменяющие.

Квалифицированный состав – то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

Ст. 199 1 . Неисполнение обязанностей налогового агента

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, – отнесено законодателем к преступлениям небольшой тяжести, а по части второй – к тяжким преступлениям.

Общественная опасность выражается в том, что в результате деяния приносится ущерб экономическим интересам государства, оно способствует развитию частнособственнических извращенных устремлений у отдельных лиц, нарушается установленный порядок взимания налогов и сборов.

Непосредственный объект – общественные отношения, складывающиеся по поводу уголовно-правовой охраны порядка выполнения обязанностей налоговым агентом по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет.

Объективная сторона – выражается в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере – признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Читать еще:  Уголовные преступления в медицине

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Мотив и цель – различные, как правило, корыстные.

Субъектом преступления – является налоговый агент, согласно ст. 226 Налогового кодекса РФ к нему относятся российские организации, индивидуальные предприниматели (с 16 лет) и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы и которые обязаны исчислять, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Квалифицированный состав – то же деяние, совершенное в особо крупном размере (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей).

Ст. 199 2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, – отнесено законодателем к преступлениям средней тяжести.

Общественная опасность выражается в том, что посягает на установленный порядок налогообложения и препятствуют нормальной деятельности налоговых органов по взысканию недоимок по налогам и сборам.

Непосредственный объект – образуют общественные отношения, регулирующие порядок налогообложения.

Объективная сторона выражается в активных действиях по сокрытию денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

Сокрытие – есть полное или частичное утаивание и удержание денежных средств либо иного имущества, за счет которого в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 45-48 НК РФ), должно быть произведено взыскание недоимки. 1

Крупный размер – не разъясняется законодателем. Исходя из анализа примечаний к ст. 169 и 199 УК РФ, им является сумма в размере превышающем 250 тысяч рублей.

Состав преступления по своей конструкции – формальный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Мотив и цель различные, как правило, корыстные.

Субъект – специальный: юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, т.е. лицо, уполномоченное и обязанное при уплате налогов указывать точное наименование, характер и содержание собственного имущества, с которого подлежит уплата налога.

Поскольку ответственные лица юридических лиц являются должностными лицами, содеянное ими деяние следует квалифицировать по совокупности и со ст. 285 или 286 УК РФ.

Уголовная ответственность за налоговые преступления: что нужно знать предпринимателю

В июне 2016 г. появилось письмо ФНС России от 02.06.2016 № ГД-4-8/9849 «Об организации работы по взаимодействию с правоохранительными органами в случаях выявления признаков налоговых преступлений».

Фактически данный документ закрепляет сложившуюся в последнее время практику использования правоохранительных органов при осуществлении налогового контроля и для усиления давления на предпринимателей. Как следствие — увеличивается собираемость налоговых поступлений.

С точки зрения предпринимателя такое взаимодействие сотрудников правоохранительных и налоговых органов влечет дополнительные риски, связанные с возможностью привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

В данной статье мы постараемся осветить основные моменты, которые необходимо знать каждому предпринимателю о налоговых преступлениях.

Виды налоговых преступлений

Среди налоговых преступлений в сфере предпринимательской деятельности выделяются следующие виды:

  • Уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ)
  • Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)
  • Сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ)

Под сокрытием денежных средств или имущества организации понимается воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам, т.е. совершение действий после вступления в силу решения о взыскании недоимки.

Вместе с тем, с точки зрения способа совершения преступления под уклонением от уплаты налогов понимаются как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений, так и бездействия, выражающиеся в умышленном непредставлении налоговой декларации в налоговый орган.

Иными словами, признаки уклонения от уплаты налогов могут быть выявлены до проведения налоговой проверки, когда как признаки сокрытия денежных средств или иного имущества организации могут быть выявлены только после проведения соответствующей проверки и вступления в силу решения налогового органа.

Размеры неуплаченных налогов или сокрытого имущества для наступления уголовной ответственности

По ст. 199 УК РФ, 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и неисполнение обязанности налогового агента):

Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Таким образом, при начислении в ходе налоговой проверки суммы налогов к уплате свыше указанных размеров предприниматель рискует стать субъектом уголовного преследования.

Важно отметить, что в указанные суммы входят только размеры самих неуплаченных налогов (недоимок по налогам), а штрафы и пени при расчете размера для уголовно-правовых целей не учитываются.

Кого могут привлечь к уголовной ответственности

Следует отметить, что субъектом уголовной ответственности по ст. 199, 199.1 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и неисполнение обязанностей налогового агента) могут быть как руководитель организации, ее главный бухгалтер, так и лица, фактически выполняющие данные функции.

Таким образом, перечень субъектов уголовной ответственности по данным видам налоговых преступлений является открытым. Так, например, в п. 7 постановления Пленума ВС РФ № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» указано, что:

иные служащие организации-налогоплательщика, оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению. Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник

Вместе с тем, по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие имущества) предусмотрен специальный субъектный состав лиц, подлежащих уголовной ответственности – собственник, руководитель организации, индивидуальный предприниматель или иное лицо, выполняющее управленческие функции.

Тревожные признаки для предпринимателя

Предпринимателю стоит задуматься о защите собственных интересов на случай уголовного преследования при наступлении совокупности следующих обстоятельств:

  • годовой оборот компании превышает 100 миллионов рублей;
  • предстоит налоговая проверка на предмет правильности исчисления и уплаты налогов;
  • получен запрос о предоставлении информации из полиции в виде выписок по счетам и книги покупок-продаж за длительный период времени;
  • визит сотрудников полиции к вам в офис либо получение приглашения для дачи объяснений руководителем и/или главным бухгалтером организации.

Следует отметить, что поскольку необходимым условием для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления является наличие прямого умысла, направленного на минимизацию налогов, уклонение от их уплаты или сокрытие имущества организации, сама по себе недоимка по налогам или риск выявления неоплаченных вовремя налогов не означает автоматического привлечения к уголовной ответственности.

Способы защиты для предпринимателей

Основной особенностью тактики защиты по налоговым преступлениям является то обстоятельство, что налоговая и уголовная ответственность неразрывно связаны между собой и защита от уголовного преследования должна выстраиваться на этапе проведения налоговой проверки и/или получения запросов о предоставлении информации со стороны правоохранительных органов.

Особое внимание следует обращать на:

  • ответы, предоставляемые на запросы правоохранительных органов, т.к. в некоторых случаях содержание ответа может стать поводом для возбуждения уголовного дела;
  • взаимодействие с налоговыми органами при проведении проверок в целях недопущения злоупотреблений при проведении проверочных мероприятий;
  • содержание объяснений, предоставляемых сотрудникам полиции и содержание протоколов допросов, проводимых в рамках налогового контроля;
  • подготовку возражений на акт налоговой проверки по завершении проведения проверки;
  • обжалование решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности как в апелляционном, так и судебном порядке.

Основной задачей проверяемого лица является опровергнуть доводы проверяющих относительно наличия умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов или сокрытие имущества.

Конкретными способами защиты могут быть, в частности:

  • дача развернутых объяснений и/или показаний по определенным обстоятельствам и/или отказ от дачи показаний (в зависимости от ситуации);
  • проведение экспертиз, исследований и т.п. с привлечением независимого оценщика для опровержения результатов налоговой проверки;
  • самостоятельный сбор сведений и информации, в том числе с использованием адвокатских запросов или результатов опроса, проведенного адвокатом;
  • подготовка подробных возражений на акт налоговой проверки;
  • обжалование решения налогового органа о привлечении к ответственности в апелляционном и судебном порядке.

В заключение хочется добавить, что с учетом сложившейся в последнее время практики наполнения бюджета силами правоохранительных органов, не стоит пренебрегать обращением за квалифицированной юридической помощью к адвокатам при возникновении рисков привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector