3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственная измена и шпионаж

Государственная измена и шпионаж

Цамаев Рахман Рамзанович,
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: crahman@mail.ru

Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.

Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории — записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.

Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Суверенитет — это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.

Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну разглашает тот, кто сообщает, либо передает иностранным представителям все, что относится к государственной тайне — то есть информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, оборонной, контрразведывательной, оборонной, либо оперативно-розыскной деятельности. Отличается от измены это деяние тем, что для виновного не обязательно знать о том, что его болтливость может серьезно навредить Российской Федерации и желать этого. Тогда как изменник действует всегда умышленно и осознанно. Мотивами же для разглашения тайны могут быть: бахвальство, болтливость, стремление как-то отличиться и т. д. Шпионаж по определению означает сначала сбор, а затем передачу секретных данных. Тогда как выдать государственную тайну можно только в том случае, если человек ничего не собирает и не выведывает, а передает иностранцам закрытые сведения, которые находятся в его доступе (например, в силу работы). Выдача государственной тайны считается оконченной, когда иностранцам стали известны сведения, эту самую тайну составляющие.

Государственная измена и шпионаж в России относится к особо тяжким преступлениям, ответственность за государственную измену и шпионаж понесут согласно статье 15, п. 5 УК. Уличенного в государственной измене ждет наказание — от двенадцати до двадцати лет лишения свободы. Может быть назначена конфискация имущества. Правда, виновного (по упомянутой статье, а также статьям 276 и 278) могут и освободить от наказания. Произойдет это в том случае, если он вовремя одумается — то есть своевременно и добровольно сообщит о случившемся властям и примет участие в недопущении дальнейшего ущерба Российской Федерации. И то — если в его действиях не будет обнаружено иного состава преступления. Кроме того, в поправках, принятых к этой статье, есть и такая: если доступ к информации вам закрыт, лучше с этим смириться. Иначе придется за это отвечать, даже если деяние не квалифицируют как шпионаж или государственную измену.

Отличие государственной измены от шпионажа согласно статье 275 уголовного кодекса

275 ст. УК РФ представляет собой норму, устанавливающую ответственность за такое преступление, как госизмена. Квалификация указанных действий требует тщательного подхода к определению признаков такого деяния и необходимости отграничения от такого посягательства, предусмотренного ст. 276 УК РФ. Государственная измена ст. 275 УК РФ имеет принципиальные отличительные черты, позволяющие говорить о виновном лице, как изменнике.

Состав преступления, объективные признаки

Для любого общественно-опасного деяния характерно наличие состава, представляющего собой совокупность обязательных элементов. Такой вид преступления, как государственная измена также предлагает свои признаки, позволяющие не только квалифицировать действия преступника по рассматриваемой статье, но и отграничить содеянное от схожих вариантов посягательства.

Состав включает в себя объективные и субъективные признаки. Отсутствие хотя бы одного обязательного элемента приведёт к невозможности возбуждения уголовного дела и привлечения лица к ответственности.

Уголовный кодекс РФ предполагает, что понятие государственной измены – это всегда действия, направленные на цели, противоречащие интересам России.

Отражение таких поступков определяется в объективной стороне деяния, которая является выражением преступления во внешней среде. Для госизмены характерны следующие варианты её проявления:

  • Шпионаж. Предусматривается, что шпион действует на территории России, выступает её гражданином, но добывает сведения для иностранных государств. Следует различать измену и шпионаж иностранцев, находящихся в России. При этом следует помнить о различие шпионажа, как самостоятельного посягательства и госизмены. Сравнительный анализ показал, что принципиально субъект будет отличаться, поскольку шпионаж ст. 276 в УК РФ, распространяется только на шпионов иностранцев.
  • Непосредственная передача секретных сведений. Они должны быть доступны лицу ввиду должности и положения, которое оно занимает в стране. При этом передаваемая информация должна признаваться государственной тайной, соответственно, подобное разглашение будет рассматриваться, как предательство.
  • Оказание поддержки иностранному государству при реализации им мероприятий против интересов Российской Федерации. Такая поддержка может носить материальный, технический, информационный и иной характер, проявляться в актах финансирования (кредит, дача взятки, иное экономическое стимулирование) или консультации.

История также отражает, что в СССР и РСФСР существовало большее количество форм проявления измены и шпионажа, а известный юрист Виталий Рябчук подробно отразил тонкости указанных преступлений в работе о государственной измене и шпионаже.

Говоря об измене гражданина России, следует понимать, что подобное преступление не требует наступления негативных последствий, а именно фактического подрыва безопасности государства. С уголовно-правовой точки зрения такой состав считается формальным и оконченным, как только лицо начало шпионить, разглашать сведения и так далее.

Помимо проявления преступления во вне, также важно определиться с тем, на что посягает преступник, то есть установить объект. Его фиксация обязательна. В данном случае им выступает безопасность страны, основы её конституционного строя, которые могут быть подорваны при совершении рассматриваемого деяния. В теории (курсовых, дипломных, научных работах), а также судебной практике встречается обобщение объекта и определение его, как суверенитет страны.

Субъективные признаки

Для грамотной квалификации любого преступления требуется установление не только его обстоятельств, но и лица, которое реализовало посягательство. Важным моментом выступает определение признаков этого человека, позволяющих привлечь виновного к ответственности, а также его личных мотивов, целей и вины.

Читать еще:  Ук подготовка к преступлению

Субъектом преступления может выступать только тот человек, который соответствует четырём условиям, установленным законодателем. Относиться к ним будет следующее:

  • ответственность несёт только физическое лицо;
  • возраст должен быть не меньше шестнадцати лет;
  • гражданство только России;
  • полная вменяемость.

Если характеризоваться лицо по данным признакам в совокупности не может, то и возбуждение дела также не допускается.

Когда речь идёт о разглашении государственной тайны, то виновным может быть исключительно официальный носитель таких сведений (управляющие коммерческих, промышленных, производственных компаний, сотрудники органов власти и т.д.)

Именно субъект устанавливает разграничение между госизменой и шпионажем, поскольку в первом случае преступником являться только гражданин страны, в том время как во второй ситуации предусматривается работа иностранцев, посягнувших на государственную тайну и основы конституционного строя России.

Помимо характеристики самого субъекта преступления, следует провести криминологическое исследование его отношения к тому, что он совершает, то есть оценить психическое и психологическое состояние, установить вину. Для этого необходимо рассмотреть несколько вариантов её проявления:

  • Умысел. Такая форма характеризуется полным контролем над собственными действиями со стороны лица, осознанием общественной опасности и последствий деяния, а также желанием их наступления.
  • Неосторожность. Здесь возможно два варианта проявления: небрежность, предполагающая, что человек не желал наступления негативных последствий и вовсе их не предвидел, что сделать должен был ввиду обстоятельства; легкомыслие, когда гражданин посчитал, что последствия преступления вовсе не наступят, хотя достаточных для этого оснований не было, но смог их предугадать.

В случае с государственной изменой применим только первый вариант вины, а именно прямой умысел.

Ответственность

Указанная статья уголовного закона помимо подробного описания такого деяния, как государственная измена, отражает и санкции, а именно наказание, которое повлечёт за собой подобный проступок. В первую очередь для установления мер воздействия на нарушителя закона необходимо определения тяжести рассматриваемого преступления.

Измена государству признаётся посягательство с особо тяжкого характера, поскольку максимальной санкцией признаётся тюремное заключение на срок до двадцати лет.

Общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности страны, защищают многочисленным органами власти (МВД, ФСБ и т д.), поэтому из-за специфики посягательств на эти отношения отсутствуют квалифицирующие признаки.

Для конкретно определённых действий против интересов России предусматриваются отдельные нормы. Мнение на этот счёт разделяются, однако каждая статья кратко отражает характер преступлений, что даёт возможность разграничить тяжесть совершных действий.

Говоря о конкретных видах наказаний, следует отметить, что их в данной статье предусмотрено всего три:

  • лишение свободы, период которого варьирует от двенадцати до двадцати лет;
  • штраф, размер которого не должен превышать либо пятисот тысяч рублей, либо оклада за период до трёх лет;
  • ограничение свободы до двух лет.

Особенностью применения таких наказаний является то, что не предусмотрено получение одной из указанных санкций. Суд назначается сразу все варианты. Единственное, что допустимо это исключить штраф или ограничение свободы.

Правовая система Консультант Плюс имеет своё развитие и несколько раз в год осуществляет обновление информации. Например, к числу новостей о регулировании рассматриваемого вопроса можно отнести новую редакцию закона, в которой присутствует примечание об освобождении от уголовной ответственности тех лиц, которые сообщили о возможном ущербе интересам России.

Для того чтобы примечание статьи было реализовано, субъект преступления должен соблюсти два условия. Во-первых, своевременность.Сам факт совершения действий порождает основания для привлечения лица к ответственности, однако, отказ от незаконных действий может помочь избежать наказания, но только в том случае, если безопасности и конституционным основам страны не был причинён существенный ущерб.

Во-вторых, добровольность. Человек должен сам изъявить желание и рассказать о преступном посягательстве. Если будут установлены обстоятельства, не зависящие от виновного субъекта и способствующие отказу от общественно-опасного деяния, то это не будет считать добровольным актом раскаянья, а значит, не позволит применить правило об освобождение от ответственности.

Таким образом, указанная статья уголовного закона выступает одной из нескольких норм, предусматривающих ответственность за нарушения безопасности и целостности государства.

Необходимо помнить об исключительном субъекте данного преступления, поскольку измена характерна только для российских граждан. При этом законодатель устанавливает суровые меры наказания, не предлагая суду альтернативы, что подтверждает тяжесть и опасность рассматриваемого деяния.

Вопрос 348. Государственная измена и шпионаж.

Вопрос 348. Государственная измена и шпионаж.

Государственная измена – шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ (ст. 275 УК).

Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. Жизненно важные интересы – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Суверенитет – это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

Шпионаж как разновидность государственной измены отличается от шпионажа, предусмотренного ст. 276 УК, только по субъекту преступления (см. ниже).

Выдача государственной тайны имеет своим предметом сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может причинить серьезный ущерб внешней безопасности РФ и которые составляют государственную тайну.

В отличие от шпионажа, выдача государственной тайны состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный уже располагает, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их.

Полный перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Законе РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне, в частности, относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против РФ заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами и т.п. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином РФ помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.

Читать еще:  Формальная сторона преступления

Понятие враждебной деятельности включает в себя любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической – срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной – поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки – расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

Шпионаж, предусмотренный ст. 276 УК, – передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Действия, имеющие своим предметом сведения, составляющие государственную тайну, состоят в:

— хранении этих сведений.

Передача означает сообщение сведений, составляющих государственную тайну, любым способом иностранному государству, иностранной организации или их представителям: лично или через посредника, устно, письменно, через технические каналы связи, с помощью тайников и т.д.

Похищение сведений – это незаконное их изъятие любым способом у законного обладателя.

Под собиранием понимается любой другой, помимо похищения, способ получения секретной информации (подслушивание, фотографирование, копирование и т.д.).

Хранение означает временное обладание сведениями, предназначенными для передачи и собранными либо похищенными не самим хранителем, а другими лицами, а также добровольно переданными хранителю их обладателем.

Собирание или передача сведений, не составляющих государственную тайну, образуют объективную сторону шпионажа, если:

— эти действия совершаются по заданию иностранной разведки;

— они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает оценку деяния как шпионажа.

Субъект преступления специальный: иностранный гражданин или лицо без гражданства. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные ст. 275 и 276 УК, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления (примечание к ст. 275 УК).

Это я, государственная измена

Кому светит 275-я статья УК

Нельзя сказать, что в России стали чаще хватать людей по обвинению в госизмене. Однако в последние недели раз за разом сообщают о подобных делах. Что же такое государственная измена? «Лента.ру» решила разобраться в этом крайне нервном вопросе, опираясь на нормы закона.

Назначение и состав измены

Статья 275 Уголовного кодекса РФ «Государственная измена» — наследница статьи 64 УК РСФСР в редакции 1960 года («Измена Родине»), которая в свою очередь восходит к более ранней статье 58-1а УК РСФСР, посвященной контрреволюционным преступлениям в форме измены Родине.

За государственную измену в России можно получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также с отягощениями в виде штрафов (до 500 тысяч рублей) и последующим ограничением свободы (лишением некоторых гражданских прав) на срок до двух лет.

В действующей редакции УК государственная измена трактуется в трех формах:
— шпионаж,
— выдача государственной тайны иностранному государству,
— оказание помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности РФ.

Рассмотрим все формы изменнического поведения по отдельности.

Шпионаж

Проще всего со шпионажем, как с четко определяемым умышленным актом. Шпионаж представляет собой намеренный сбор, хищение либо хранение информации, содержащей государственную тайну. Причем не коллекционирования ради, а с установленной целью передачи представителям иностранного государства, иностранной либо международной организации.

Также под шпионажем понимается сбор иной (несекретной) информации, но только в случае, если он осуществляется по заданию иностранной разведки для использования против безопасности РФ.

Зачем тогда в УК отдельная 276-я статья «Шпионаж»? Она применяется по отношению только к иностранным гражданам или лицам без гражданства, пойманным на этом древнейшем виде общественно-неодобряемой деятельности. А вот шпионаж, совершенный гражданином РФ, как раз и трактуется по статье о госизмене, что также восходит к практике разграничения этих составов преступления в УК РСФСР.

Выдача государственной тайны

Госизмена в форме выдачи государственной тайны также не содержит ничего неясного. Эта часть статьи подразумевает передачу гражданином РФ иностранной разведке сведений, имеющих соответствующий гриф секретности. Передача должна осуществляться умышленно.

Отличие от шпионажа в том, что процесс сбора или хищения требуемой информации исключается, так как загрифованные сведения по условиям задачи уже находятся в руках обвиняемого.

В комментариях к 275-й статье обычно добавляют, что это происходит в случаях, когда обвиняемый располагает секретами по служебной надобности. Например, является военнослужащим, сотрудником спецслужб или работником оборонного предприятия, имеющим доступ к материалам, содержащим гостайну. То есть секреты стали известны обвиняемому «легально», на основании наличия к ним допуска от государства.

Иногда указывается еще один канал получения секретов — «иным путем». Данная формулировка подразумевает передачу секретной информации, полученной без санкции государства, однако и без признаков шпионажа (намеренного сбора по заданию).

В 2012 году УК РФ конкретизировал ответственность в этой области, пополнившись статьей 283.1 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» (до восьми лет лишения свободы). Эта статья подразумевает незаконное (без оформления надлежащего допуска и служебной надобности) получение и хранение секретных сведений «для себя». В статье отдельно указано, что под нее не попадают ситуации, предусмотренные статьями 275 и 276 (передача собранных сведений вовне).

Сама же по себе намеренная передача информации, полученной таким «нечаянным» образом, включает уже третью часть состава государственной измены — оказание помощи иностранному государству. Насколько можно судить по обрывочным сведениям, просачивающимся в прессу, это как раз случай Светланы Давыдовой, которую обвиняют по статье 275 за намеренную передачу в украинское посольство секретной информации, полученной случайным образом (подслушанной в маршрутке).

Оказанием помощи — и в любой иной устраивающей вас форме

В ноябре 2012 года формулировка 275-й статьи пополнилась расширительной трактовкой госизмены: теперь к ней относится и оказание «финансовой, материальной, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации».

Ранее эта часть статьи звучала более скупо: «оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации».

Интересно тут как расширение перечня врагов государства (например, включение в него международных организаций), так и смещение фокуса от ущерба «внешней безопасности» (обороноспособности) к безопасности вообще, то есть подразумевая и внутреннюю безопасность тоже. Стоит отметить замену вполне конкретной «враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности» на гораздо более расплывчатую «деятельность против безопасности».

Читать еще:  Уголовные преступления примеры

Ранее под «иной помощью» обычно понимались сознательные рациональные действия гражданина РФ, содействующие работе иностранных разведок. Скажем, предоставление убежища сотрудникам иностранных разведок или помощь им в поиске явочных и конспиративных квартир, снабжение их ресурсами, техническими средствами и документами. Или, например, вербовка по их заданию агентуры из числа местных жителей, а также помощь в устройстве агентов на работу, подразумевающую доступ по служебной надобности к государственным секретам.

В эту категорию входят и такие действия, как передача иностранной разведке сведений, заведомо не имеющих грифа секретности, но интересующих ее (военно-техническая информация, сведения о научных разработках, данные о промышленности и транспорте, работе спецслужб и так далее). Здесь, правда, возникает чисто схоластическая тонкость разграничения со шпионажем. Характерным признаком может выступать, например, инициативный характер передачи — то, что обвиняемый сам предложил представителю разведки эту информацию, безотносительно своих мотивов.

В любом случае именно такое деяние, отличающееся наименьшей формальной определенностью, потенциально подвержено необоснованному расширительному толкованию, а его квалификация по статье 275 вызывает наибольшую критику со стороны правозащитников. И именно оно было дополнительно размыто по смыслу последними правками 2012 года.

Некоторые указывают, что после замены «враждебной деятельности» на «деятельность против безопасности» могут серьезно снизиться требования к доказательной базе о наличии у обвиняемого злого умысла, а у его действий — ощутимого реального ущерба. Этим мнением, в частности, на днях поделился с общественностью президентский совет по правам человека.

Причем в 2012 году законопроект вносился в Думу и вовсе с фантастической формулировкой о том, что под деятельностью против безопасности государства следует понимать действия, направленные, «в том числе, против ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности». Эта «юридическая ядерная бомба», по сути запрещающая любые публичные формы несогласия с действиями федеральных властей, все-таки не прошла через бредень юридической экспертизы Госдумы, вызвав резкие протесты среди депутатов.

Антибиотик широкого спектра действия

Можно, конечно, опять поиронизировать над юридической техникой федерального законодателя, как и не в первый раз указать на примеры невысокого уровня экспертизы законопроектов, что порой с неимоверной легкостью проходят чтения в Госдуме. (К слову, рассмотрение поправок 2012 года во втором и третьем чтениях сразу заняло у парламента не более 10 минут.) Но проблема гораздо сложнее.

Государство сталкивается с быстрыми переменами в социальной ткани, особенно в области упростившихся трансграничных взаимодействий (в том числе через интернет), и инстинктивно видит опасность во всплеске неконтролируемой (не санкционированной бюрократией) гражданской активности, а также в стихийных протестных движениях, координирующих свои действия на принципах сетевой самоорганизации. Власть, защищаясь, вынуждена перестраивать устаревающий юридический корпус в соответствии с новой угрозой.

Адекватно ли государство в этой перестройке? Чтобы ответить на данный вопрос, следует сперва понять, адекватно ли понимается сама угроза. А для понимания угрозы ее сначала нужно назвать.

Государственная измена и шпионаж

Цамаев Рахман Рамзанович,
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: crahman@mail.ru

Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.

Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории — записано в Конституции (ч. 3 ст. 4). Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за ущерб внешней безопасности страны.

Объектом государственной измены является внешняя безопасность страны. Внешняя безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних угроз. В свою очередь, жизненно важные интересы это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Суверенитет — это независимость, верховенство и полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти.

Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Государственную тайну разглашает тот, кто сообщает, либо передает иностранным представителям все, что относится к государственной тайне — то есть информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, оборонной, контрразведывательной, оборонной, либо оперативно-розыскной деятельности. Отличается от измены это деяние тем, что для виновного не обязательно знать о том, что его болтливость может серьезно навредить Российской Федерации и желать этого. Тогда как изменник действует всегда умышленно и осознанно. Мотивами же для разглашения тайны могут быть: бахвальство, болтливость, стремление как-то отличиться и т. д. Шпионаж по определению означает сначала сбор, а затем передачу секретных данных. Тогда как выдать государственную тайну можно только в том случае, если человек ничего не собирает и не выведывает, а передает иностранцам закрытые сведения, которые находятся в его доступе (например, в силу работы). Выдача государственной тайны считается оконченной, когда иностранцам стали известны сведения, эту самую тайну составляющие.

Государственная измена и шпионаж в России относится к особо тяжким преступлениям, ответственность за государственную измену и шпионаж понесут согласно статье 15, п. 5 УК. Уличенного в государственной измене ждет наказание — от двенадцати до двадцати лет лишения свободы. Может быть назначена конфискация имущества. Правда, виновного (по упомянутой статье, а также статьям 276 и 278) могут и освободить от наказания. Произойдет это в том случае, если он вовремя одумается — то есть своевременно и добровольно сообщит о случившемся властям и примет участие в недопущении дальнейшего ущерба Российской Федерации. И то — если в его действиях не будет обнаружено иного состава преступления. Кроме того, в поправках, принятых к этой статье, есть и такая: если доступ к информации вам закрыт, лучше с этим смириться. Иначе придется за это отвечать, даже если деяние не квалифицируют как шпионаж или государственную измену.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector