2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое выявление преступления

Что Такое Выявление Преступлений

Выявление правонарушений

Налоговая инспекция — (Tax inspection) Понятие налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Информация о понятии налоговой инспекции, система налоговых органов, налогообложение Содержание Содержание Развитие налогообложения в Историческая хроника… … Энциклопедия инвестора

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в… … Официальная терминология

Выявление преступлений

Пресечение преступлений — Украинские милиционеры поддерживают порядок во время футбольного матча; присутствие представителей власти на массовых мероприятиях позволяет не только пресекать уже начавшиеся нарушения закона, но и побуждает граждан не нарушать закон.… … Википедия

Криминалистическая характеристика преступлений — это научная абстракция, в которой находит отражение в обобщенном виде совокупность взаимосвязанных, криминалистически значимых данных о преступлениях определенного вида/разновидности, знание которых позволяет методически правильно организовать… … Википедия

Выявления преступлений психология

РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия

Деятельности налоговой полиции психологические особенности — Психологические особенности присущие ДНП представляют собой специфичные для неё субъективные явления и проблемы. Образованная недавно (в 1993 году) прежде всего для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений,… … Энциклопедия современной юридической психологии

Правоохранительные органы

1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Раскрытие преступлений

Милиция — У этого термина существуют и другие значения, см. Милиция (значения). Милиция (от лат. militia − «войско») название органов правопорядка (эквивалент полиции) в России (в т. ч., в Советской России, СССР, а потом и в Российской… … Википедия

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ — регламентированная уголовно процессуальным законом де ятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы … Энциклопедия юриста

Дела административного наказания

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В частности, ст. 5.27 КоАП предусматривает административное приостановление деятельности юридического лица при нарушении пунктов законодательства об охране труда, ст. 6.4 КоАП – при нарушении санитарных нормативов при эксплуатации зданий и сооружений, ст. 6.3 – при невыполнении норм для обеспечения благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.

Методика выявления причин и условий преступления

методику расследования отдельных видов преступлений (криминалистическую методику).
наиболее оптимальных приемов и способов выявления причин, способствовавших совершению преступлений, условий и способов возможного профилактического воздействия в ходе.

Изучению личности преступника и причин преступления, как правило, предшествует планирование. В плане расследования по уголовному делу один из разделов должен быть посвящен именно этим вопросам (как правило, в плане следствия это последний раздел).

Организация выявления, расследования и предупреждения преступлений

Специализация — это форма организации и деятельнсоти следователя, предполагающая ее оптимизацию при достижении наибольшего эффекта за счет профессиональной подготовки квалификации следователя. Специализация в организации при расследовании предполагает такую форму работы следователя когда он расследует дела определенной категории.

Для следственной группы хаарктерно использование коллектиных усилий следователяя и сотрудников органа дознания для РРП конкретного преступления либо ряда конкретных преступлений. Наличие руководителя группы обусловлены сложностью расследования или большим объемом уголовного дела.

Заявление о преступлении

Сообщение о преступлении — 43) сообщение о преступлении заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления;. Источник: Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174 ФЗ (ред. от 01.12.2012) … Официальная терминология

ДОНОС — [лат. denuntiatio], тайное сообщение представителю власти о правонарушении, а в большинстве случаев и о лице, совершившем данное правонарушение. В условиях господства инквизиционного уголовного процесса, а также в гос вах с тоталитарным… … Православная энциклопедия

Понятие о квалификации преступлений

Установка, а также закрепление на юридической основе точнейшей аналогии между свершившимся по факту деянием и непосредственно составом преступной деятельности, которое предусматривается правовыми нормами — это и называется квалификацией преступной деятельности. Следует также упомянуть, что квалификация является последовательным процессом, который направлен на поиск и обнаружение состава применяемой нормы уголовного кодекса и установку в свершенном преступлении значений, предусматриваемых этой нормой. При возникновении спорных моментов нужен хороший уголовный адвокат.

В правовой деятельности всегда имеется определенный перечень вопросов, связанных с квалификацией преступной деятельности, где участвовали люди, которых, так или иначе, невозможно привлечь к ответу за содеянное.

У наших юристов спрашивают о: выявление следов преступления

Статья 176. Основания производства осмотра 1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для. осмотры мест происшествия и освидетельствование, на счёт статей вы ошиблись

Не троссо, а трассологичеческой. От слова «трасса». Трассологическая экспертиза назначается тогда,когда есть следы воздействия какого-либо предмета на другой предмет (царапина, скол и т.п.). А баллистическая — по огнестрельному оружиюстреляют и смотрят как летит и куда с какой силой попадает баллистика — наука о законах полета снарядов,мин бомб, пуль. Трассалология- направление полета пули ,снаряда. баллистика-по оружию огнестрельному,трассологическая(как справедливо.

Ваш юрист

Аннотация. В статье определяются некоторые проблемы методологического, правового, финансово-организационного характера, негативно сказывающиеся как на использовании специальных знаний при расследовании, так и на общую картину противодействия экстремизму. Разрешение данных проблем позволит оптимизировать взаимодействие следователя и эксперта в ходе использования специальных знаний.

Механизм коррупционных преступлений формируется (складывается) в три этапа:начальный, основной и завершающий. Все эти этапы — звенья единой цепи. В то же время каждый из них может рассматриваться в качестве целостного, относительно самостоятельного процесса, в известной мере автономного вида целенаправленной человеческой деятельности, сочетающей организационные, познавательные и конструктивные моменты.

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Объект преступления

По значимости охраняемого законом родового объекта (его ценности) преступления в Особенной части УК группируются по соответствующим разделам, а по видовому объекту — по главам в этих разделах. Так, в разделе VII Особенной части «Преступления против личности» гл. 16 «Преступления против жизни и здоровья» расположена на первом месте, затем в этом разделе помещены гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» и т.д. По этому дискуссионному вопросу в литературе имеются и другие суждения.

Объект преступления нужно отличать от предмета преступления. Предмет преступления — это элемент, часть объекта преступления, воздействуя на который преступник причиняет вред общественным отношениям. Например, в случае кражи объектом преступления являются отношения собственности, а предметом — похищенное имущество. Как видно из примера, зачастую при совершении преступления предмету не причиняется никакого вреда, наоборот, вор заинтересован в сохранности вещи, в то время как общественным отношениям (объекту) наносится значительный ущерб. Человек тоже элемент общественного отношения, однако он именуется потерпевшим.

Преступлений

Тема 8. Органы, занимающиеся выявлением и расследованием

1. Понятие выявление и расследования преступлений

Выявление преступления – это установление факта, фиксирование действия или бездей­ствия, которое содержит признаки пре­ступления. Как правило, выявление преступления не требует особых усилий.

Однако нередко факт совершения преступления скрывается (банковские махинации, неуплата налогов). В таких случаях для выявления преступления требуются особые действия, которые называются оперативно-розыскными. Они дают «материал» для возбуждения и дальнейшего расследования дела.

Расследование – это деятель­ность особых органов по установлению события преступления, сбору доказательств виновности лица, его изобличению и розыску. Оно заканчивается составлением обвинитель­ного заключения, которое вместе со всеми материалами дела через надзирающего прокурора направляется в суд.

Предварительное расследование подразделяется на две фор­мы: дознание и предварительное следствие.

Общие их черты заключаются в следующем:

1. Они решают одинаковые задачи, производят одинаковые следствен­ные действия с целью выявления и фиксации дока­зательств (только применительно к различным видам преступ­лений), их акты имеют одинаковую юридическую силу.

2. Осуществляют свою дея­тельность на основе единого законодатель­ства.

Читать еще:  Форма множественности преступлений

Отличаются формы расследования следующим:

1. Они осуществляются разными органами и должностными лицами.

2. Они используются в отношении разных категорий преступлений:

§ Дознание – только в отношении преступле­ний небольшой и средней тяжести (с наказанием не более 5-ти лет лишения свободы), и только тех, в момент выявления которых было известно совершившее данное преступление лицо.

§ Следствие – в отношении тяжких и особо тяжких преступле­ний.

3. Дознание отличается:

§ Сжатостью срока расследования (20 суток от возбуждения до прокурора).

§ Некото­рым упрощением его процесса.

§ Определенной подчиненностью органам предварительного следствия.

2. Органы оперативно-розыскной деятельности и их компетенция

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Задачами органов ОРД считаются:

1. Выявление, предупреж­дение, пресечение и раскрытие преступлений.

2. Осуще­ствление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

3. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности РФ.

В перечень оперативно-розыскных мероприятий входит: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение.

Соответственно этому перечню определяются права органов ОРД.

Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующими органами:

2. По поручениям и указаниям следова­телей и органов дознания.

Надзор за законностью производства этих действий возложен на прокуроров соответствующих уровней. Прокурор рассматривает:

1. Необходимость проведения дополнительных оператив­ных мероприятий.

2. Наряду с судом дает разрешение на проведение ряда оперативно-розыскных действий.

3. Вместе со следователем определяет степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Отличия органов ОРД от органов дознания и предварительного следствия проводят по сле­дующим основаниям:

По правовой базе их производства.

По времени производства.

3. Органы дознания и их компетенция

Органами дознания являются:

1) Органы исполнительной власти, осуществляющие ОРД.

2) Высшие чины судебных приставов.

3) Органы Государственной противопожарной службы.

4) Командиры воинских частей, соединений, гарнизонов.

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по вы­явлению и расследованию преступлений, во избежание ненужного дублирования четко разграничи­ваются. Каждый из этих органов расследует дела в своей отрасли.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы действий:

1. Собственно дознание – чаще всего.

2. Неотложные следственные действия, которые производят органы дознания в отношении уголовного дела, для которого обяза­тельно не собственно дознание, а именно предварительное следствие. Такие действия дознаватели производят в особых случаях: например, выявились новые обстоятельства дела, по ходу дознания обнаружилось новое преступление, не успел приехать следователь и т.д.

Дознание и неотложные следственные действия осуществляют:

1. Непосредственно дознаватели.

2. Иные должностные лица:

§ капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем пла­вании, — по делам о преступлениях, совершенных на дан­ных судах;

§ руководители геологоразведочных зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по делам, совершенны на этих зи­мовках;

§ главы дипломатических представительств и консульств РФ — по делам, совершенных в пределах их территорий.

4. Органы предварительного следствия и их компетенция

Предварительное следствие осуществляют: следователи проку­ратуры, органов ВД, ФСБ, госнаркоконтроля, а в исключительных случаях – начальники следственных отделов и прокуроры.

Следователи прокуратуры расследуют дела:

1. О посягательстве на жизнь, здоровье и конституционные права человека.

2. О посягательстве на высших должностных лиц государства (судей, прокуроров, следователей прокура­туры, должностных лиц ОВД и др.).

3. О посягательстве на порядок исполнения обязанностей прокурора по службе.

Следователи ФСБ расследуют дела:

1. О наиболее опасных преступлениях против государственного строя и обществен­ной.

2. О терроризме и пре­ступлениях, связанных с организованной преступнос­тью и коррупцией.

Следователи органов госнаркоконтроля расследуют дела о преступлениях в сфе­ре незаконного оборота наркотиков и психотропных ве­ществ.

Следователи органов ВД (прежде всего милиции) расследуют все остальные дела: против собственности во всех ее формах, обще­ственного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.

Полномочия следователя. Следователь са­мостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством. Он вправе да­вать органам дознания указания о проведении опера­тивно-розыскных мероприятий по делу. Постановления следователя по делу обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 1802 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правоохранительные органы

Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.

В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют дело обычно с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особоуполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением вреда и принятию мер, способствующих устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.

Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности, полноты и объективности во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия.

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Отличаются формы расследования в основном следующим:

во-первых, дознание и предварительное следствие осуществляются, как правило, разными органами и должностными лицами. У них неодинаковые не только наименования (к примеру, предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели), но и объем процессуальных полномочий;

во-вторых, эти формы расследования используются в отношении разных категорий преступлений, четко разграниченных в законодательном порядке. Дознание возможно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (имеются в виду преступления, за совершение которых возможно наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы), но не всех таких преступлений, а лишь тех, которые названы в особом перечне (он зафиксирован в ч. 3 ст. 150 УПК). При этом важное значение имеет еще одно условие — в момент выявления подобного преступления должно быть известно конкретное лицо, совершившее его.

Читать еще:  Что является элементом состава преступления

Коротко говоря, дознание допускается в отношении т. н. «очевидных преступлений» небольшой и средней тяжести. В отношении всех других преступлений (т. н. «неочевидных», а также не указанных в названном перечне, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений) должно производиться расследование в форме, как правило, предварительного следствия;

в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования.

Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших. Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным просьбам.

Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола). В соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июня 1996 г. № 1113 на это подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Выявление преступления это

Выявление преступления это

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Выявление преступления это

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Глава VII

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств. Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уго­ловного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности разли­чаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набо­ром процессуальных полномочий.

Правоохранительные органы

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Выявление преступления это

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Изация выявления и расследования преступлений

Оперативно-розыскная деятельность тесно (см. § 2 данной главы учебника) связана с деятельностью по расследованию преступ­лений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативны­ми подразделениями государственных органов в пределах их пол­номочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собствен­ности обеспечения безопасности общества и государства от преступ­ных посягательств.

Организация выявления и расследования преступлений

Центральный аппарат Следственного комитета РФ возглавляет Председатель Следственного комитета, у которого имеется Первый заместитель и еще 7 заместителей. Один из заместителей Председателя Следственного комитета одновременно является руководителем Главного военного следственного управления.

Выявление и расследование преступлений

Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

Общие положения организации выявления и расследования преступлений

1. Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Электронная библиотека

О совершенных и готовящихся преступлениях сообщается в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати либо о них становится из­вестно при непосредственном обнаружении фактов преступ­ных деяний органами, наделенными правом выявлять и воз­буждать уголовные дела.

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Выявление преступления это

Органы выявления и расследования преступлений РФ — это органы предварительного расследования, которыми осуществляется уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность. Уголовно-процессуальная деятельность состоит из проверки заявления (сообщения) о преступлении, предварительного расследования и исполнения поручений (указаний) следователя.

Выявление преступлений

проверять в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученную при проведении обязательного контроля информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получать необходимые разъяснения по представленной информации;

Учебник: Правоохранительные органы

Поиски оптимальной организации предварительного следствия привели к тому, что в июне 1920 г. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции принял решение о целесообразности образования самостоятельного аппарата предварительного следствия, замене следственных комиссий единоличными следователями. И уже в октябре 1920 г. Положением о народном суде РСФСР были введены должности избиравшихся губернскими исполкомами Советов народных следователей, которые состояли при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Следователи наделялись широкими полномочиями. В осуществлении следствия им содействовали милиция и уголовный розыск, которые действовали в этих случаях по указаниям и под руководством следователя.

Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

Поиски оптимальной организации предварительного следствия привели к тому, что в июне 1920 г. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции принял решение о целесообразности образо­вания самостоятельного аппарата предварительного следствия, за­мене следственных комиссий единоличными следователями. И уже в октябре 1920 г. Положением о народном суде РСФСР были введены должности избиравшихся губернскими исполкомами Советов народных следователей, которые состояли при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Следователи наделялись широкими полномочиями. В осуществлении следствияимсодействовали милиция и уголовный розыск, которые действовали в этих слу­чаях по указаниям и под руководством следователя.

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Выявление и расследование преступлений представляют тобой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве.

Читать еще:  Юридическое значение квалификации преступлений

Выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеет определенные особенности. Суть этой деятельности сводится к обнаружению преступных деянии в форме действия (бездействия), в которых содержатся все при знаки, характеризующие их как преступления, а также проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявлении ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявляй, и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия.

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, упол­номоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

— расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, но возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

— дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

— территориальный (местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

— персональный (личный) признак — определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства.

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия.

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Дознание, как отмечалось выше, — одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. В российском уголовно-процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание производится в пределах установленной законом компетенции:

— дознавателями органов внутренних дел РФ;

— дознавателями пограничных органов ФСБ России;

— дознавателями органов ФССП России;

— дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

— дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

— следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Понятие «дознаватель» по уголовным делам неразрывно связаны с понятием органа дознания, ибо не все органы дознания имеют право производить дознание по уголовным делам. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания имеет более широкий спектр уголовно-процессуальных полномочий. Так, органы дознания представляют собой более широкий круг участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и по своей сущности являются государственными органами и должностными лицами, наделенными уголовно-процессуальными функциями, связанными с производством дознания, возбуждением уголовного дела, производством неотложных следственных действий, производством иных процессуальных (следственных) действий по уголовному делу.

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения.

-органов внутренних дел РФ;

-органов ФСБ России;

-таможенных органов РФ;

-органов ФСКН России.

Кроме того, к органам дознания относятся:

-органы ФССП России;

-командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

-органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Ряд должностных лиц — капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой — имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Оперативно-розыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией. К таким органам относятся оперативные подразделения:

— органов внутренних дел РФ:

— органов ФСБ России:

— таможенных органов РФ:

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию.

Адвокатура — негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи, в том числе участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector