0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участие психолога в допросе несовершеннолетнего

Педагог и психолог при допросе несовершеннолетних свидетеля, потерпевшего

Просвирнина Анастасия Александровна
студентка 2 курса магистратуры
Байкальского государственного университета
г. Иркутск, Российская Федерация
E-mail: alik1926@mail.ru

Научный руководитель: Буфетова Марьям Шамилевна
кандидат юридических наук, доцент
кафедра уголовного права, криминологии и уголовного процесса.
Юридический институт, Байкальский государственный университет

Аннотация. В российском уголовном праве длительное время стоит вопрос, кого все-таки следует привлекать при допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего. Законодатель предлагает нам педагога и психолога, но стоит определить чье присутствие будет целесообразней. Педагог и психолог имеют различную профессиональную сферу деятельности, поэтому не должны отождествляться в своих целях. В связи с этим проблемы при допросе несовершеннолетнего в современной России приобрели острый и двойственный характер.

Ключевые слова. Допрос, педагог, психолог, несовершеннолетний потерпевший и свидетель, специалист, процессуальное положение.

Annotation. There has been a question in Russian criminal law about the issue: who should be involved in the interrogation of a child witness, a child victim. The legislator offers us a teacher or a psychologist, but it is important to define whose presence is more appropriate. A teacher and a psychologist have different professional sphere of activity and should not be confused. Because of this problem, the interrogation of a child in modern Russia has acquired acute and dual nature.

Key words. Interrogation, teacher, psychologist, child witness and victim, specialist, procedural position.

В уголовно-процессуальном кодексе данной теме посвящено две статьи, а именно: статья 191 — особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего и статья 280 — особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля.

Данные нормы регулируют, в части, одинаковые процедуры, но в тоже время имеют некоторые пробелы, которые непонятны правоприменителями.

Уголовно-процессуальный кодекс статьей 191 предусматривает при проведении допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

На мой взгляд, законодателю стоит разграничить понятие педагога и психолога, так как у правоприменителя встает вопрос: кого же именно он обязан привлечь педагога или психолога?

Психология рассматривает человека в качестве субъекта общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющего ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. Психолог, как участник уголовного процесса используется для выяснения психического развития несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, для консультаций по иным вопросам, возникающим у следователя в ходе проведения расследования преступлений по делам несовершеннолетних. Педагогическая и психологическая деятельность являются специальными видами деятельности, осуществляемыми лицами, имеющими специальное образование, реализующими конкретные цели, поставленные перед каждым из них. Таким образом, педагог и психолог являются сведущими лицами.

И все же, психологические и педагогические знания имеют разное содержание, поэтому педагог и психолог не должны отождествляться в уголовном судопроизводстве и цель их участия по уголовному делу должна быть различной.

На мой взгляд, привлечение психолога является более целесообразным, так как перед допросом следователь может получить у психолога консультацию о психологических особенностях ребенка того возраста, к которому относится потерпевший, свидетель, о среде обитания в которой вырос несовершеннолетний. Профессиональная деятельность специалиста-психолога может быть направлена не только на оптимизацию проведения самого допроса, но и процедуру его подготовки. Получение даже разовых непроцессуальных психологических консультаций в период подготовки допроса, например, справочных сведений о типичных особенностях восприятия, памяти, мышления потерпевших определенного возраста, способствуют дальнейшему правильному выбору следователем тактических приемов допроса: очередность постановки нейтральных, косвенных или детализирующих вопросов потерпевшему; формулирование открытых или закрытых, направленность уточняющих вопросов; предъявление или не предъявление наглядного материала; целесообразность получения показаний от потерпевшего в устной форме или избирательно через письменную, рисованную продукцию и т. д.).

Непосредственно в ходе допроса важной задачей психолога является содействие в установлении и поддержании психологического контакта, что предполагает снятие излишнего психического напряжения подростка, устранение имеющихся психологических барьеров для общения.

Помощь психолога может быть использована и при составлении протокола следственного действия для тщательной фиксации особенностей речи допрашиваемого, правильной оценки его показаний и поведения.

Исходя из вышесказанного, очевидно, что психолог играет важную роль при проведении такого следственного действия как допрос.

Для чего же, в свою очередь, необходим педагог?

В научной литературе можно встретить высказывания о том, что следователь обязан приглашать педагога на допрос несовершеннолетнего в целях обеспечения реальной защиты прав и законных интересов допрашиваемого, также педагог является гарантом правильного проведения допроса и обеспечения прав допрашиваемого и он привлекается для изучения нравственно-психологических свойств подростка. Полагаю, что перечисленные функции имеют отношение к защитнику, законному представителю или к психологу, но не к педагогу, участвующему в допросе несовершеннолетнего.

Почему педагогу, не владеющему знаниями уголовно-процессуального права, может быть известно о правильности проведения допроса несовершеннолетнего? Участие педагога вряд ли может гарантировать правильное проведение допроса. Таким гарантом необходимо считать, прежде всего, законного представителя, участие которого в допросе несовершеннолетнего обязательно. Изучение нравственно — психологических свойств подростка едва ли может быть основной задачей педагога в допросе несовершеннолетнего. Данные свойства должны изучаться психологом, который имеет для этого специальные познания.

Поскольку допрос направлен на получение полных и достоверных показаний, то и деятельность участников допроса, особенно тех, кто не заинтересован в исходе дела, должна быть ориентирована на оказание содействия следователю в их получении. Полагаю, что присутствие педагога при проведении допросов не несет никакой важной информации, оказание помощи со его стороны следователю отсутствует.

В ходе проведения допроса профессиональная деятельность психолога должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение психологической защищенности подростка как лица, оказавшегося в чрезвычайно сложной жизненной ситуации, а с другой — на помощь следователю в устранении эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе взаимодействия. Так, психолог консультирует следователя по пространственному расположению потерпевшего относительно других участников данного следственного действия, которое обусловлено их взаимоотношениями (либо отсутствием таковых), предположительный характер которых будет известен психологу исходя из установления психологической мотивации поведения потерпевшего в посткриминальной ситуации.

Таким образом, участие психолога при допросе несовершеннолетнего выступает одной из гарантий повышенной защиты личности несовершеннолетнего, направлено на недопущение отрицательного воздействия на него обстановки предварительного следствия и обеспечивает соблюдение его прав и законных интересов на стадии предварительного расследования.

Список используемой литературы:

  1. Адигамова Г.З., Латыпов В.С. К вопросу о продолжительности времени допроса несовершеннолетнего // Актуальные проблемы криминалистической науки и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2008. С.
  2. Гусарова О.В. Проблема участия законного представителя в допросе несовершеннолетнего // XVI Державинские чтения. Институт права: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2011 г.. Тамбов: Изд. Дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С.
  3. Калугин Я.С. О соотношении понятий «педагог» и «психолог» в уголовном судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних // социально-экономическое управление: теория и практика. — 2010. — № 2 (18).
  4. Немцова А.В. Проблемы участия педагога в допросе несовершеннолетних свидетелей // Правопорядок в России: проблемы совершенствования: сборник статей. М.: Моск. ун-т МВД России, 2011. С.

Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых

Проблемы участия специалиста-психолога в допросе несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых

(“Мировой судья”, 2009, N 5)

Информация о публикации

“Мировой судья”, 2009, N 5

ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ

Курмаева Н., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института.

При производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних весьма важным следственным действием является допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, в котором подросток дает показания об известных ему событиях. Порядок проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентируется ст. 425 УПК РФ, которая предусматривает ряд особенностей по сравнению с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. ст.

76 – 77, 173 – 174, 187 – 190 УПК РФ.

Одной из характерных особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является впервые предусмотренная УПК РФ возможность участия в нем психолога. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Таким образом, в законе предусмотрена возможность выбора между двумя специалистами – психологом либо педагогом. Однако УПК РФ не содержит положений о том, в каких случаях для участия в допросе вызывается психолог, а в каких – педагог, оставив решение этого вопроса на усмотрение лиц, ведущих предварительное расследование.

Вопрос о целесообразности участия при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних психолога и педагога является дискуссионным. В процессуальной науке высказываются различные мнения на этот счет. Например, Э.Б.

Мельникова полагает, что “более полезными при допросе будут специальные познания не педагога, а психолога или врача-психотерапевта, присутствие при допросе несовершеннолетнего такого специалиста позволит обеспечить полноту допроса с помощью правильно сформулированных вопросов” . И.И. Мамайчук также отмечает, что функции педагога как участника допроса несовершеннолетнего “может более успешно осуществить детский психолог как специалист, обладающий научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеющий профессиональными практическими навыками общения с ними” .

Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М., 2001.

Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. СПб., 2002.

И.В. Гецманова, С.Г. Любичев, А.Н. Попов предлагают исключить педагога из числа лиц, участвующих в допросе несовершеннолетнего. По мнению И.В.

Гецмановой, “представляется целесообразным заменить участие педагога в уголовном процессе по делам несовершеннолетних участием специалиста в области подростковой и социальной психологии” . С.Г. Любичев пишет о том, что “участие педагога в допросе является архаизмом, отголоском того времени, когда в образовательных учреждениях и других организациях отсутствовали кадры профессиональных психологов, функции которых и возлагались на педагогов тех или иных учебных заведений как лиц, работающих с детьми и в ходе получения профессии изучавших учебный курс психологии. Только профессиональный психолог, обладающий фундаментальными знаниями, знающий особенности подростковой психологии, закономерности формирования и развития личности несовершеннолетнего, может в полной мере осуществить возложенные на него обязанности в уголовном процессе” .

А.Н. Попов считает, что необходимо “исключить педагога из числа специалистов, участие которых обязательно” .

Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001.

Любичев С.Г. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних на современном этапе // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика: Сб. науч. статей: В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. Т.К. Рябинина, А.А.

Козявин. Курск, 2007. С. 166.

Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Книга 1. Красноярск, 2004.

Другие ученые, говоря о необходимости участия в допросе несовершеннолетних психолога, не отрицают возможности привлечения к производству данного следственного действия педагога альтернативно психологу. Например, М.В. Костицкий считает, что “к допросу несовершеннолетних должны в первую очередь привлекаться психологи, специалисты в области детской и педагогической психологии. Не имеется возражений и против участия в этих следственных действиях и педагогов” .

Читать еще:  Что будет несовершеннолетнему за кражу телефона

С.В. Тетюев отмечает, что “следователю целесообразно предоставить право выбора между педагогом и психологом, а при необходимости возможность пользоваться помощью сразу и того и другого сведущего лица” .

Костицкий М.В. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе: Дис. … докт. юрид. наук. Львов, 1990.

Тетюев С.В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Выпуск 5. Оренбург, 2007.

По нашему мнению, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие психолога, но тем не менее нельзя исключать возможности привлечения к производству данного следственного действия педагога альтернативно психологу. При этом необходимо учитывать обстоятельства дела и особенности личности допрашиваемого. Однако предпочтение во всяком случае следует отдавать психологу, поскольку именно специалист-психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, помогает следователю полнее учесть возрастные особенности допрашиваемого лица, особенности его психического развития, характера и темперамента.

Он должен содействовать установлению психологического контакта, ограждать подростка от нежелательного психологического воздействия обстановки допроса. Участие психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на предварительном следствии является одной из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей подростков.

Следует отметить, что на практике возможности психолога не используются в полной мере, в том числе указанные лица очень редко привлекаются к участию в допросе несовершеннолетних. Можно сказать, что одной из причин недооценки роли психолога в допросе несовершеннолетнего является процессуальное упрощенчество, когда обязанность вызвать психолога рассматривается некоторыми практическими работниками как обременительная формальность. Педагог – более распространенная профессия, нежели психолог, в силу чего обеспечить участие педагога в уголовном процессе гораздо проще, чем участие психолога.

Другая причина кроется в отсутствии достаточно четкого и полного регулирования всех вопросов, связанных с участием в уголовном деле психолога.

По-разному установлена возрастная граница несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, допрашиваемых с участием педагога или психолога. Согласно ч. 3 ст. 425 УПК РФ участие педагога или психолога обязательно только при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Непонятно, почему законодатель ограничивает право психически здорового подростка, которому исполнилось 16 лет, на участие психолога (педагога) в допросе. Представляется, что ограничения относительно участия психолога (педагога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого недостаточно научно обоснованны. Положение закона об обязательном участии психолога (педагога) в допросе должно быть распространено на указанных лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

В литературе справедливо рекомендуется приглашать психолога, а не педагога, на допрос умственно отсталых подростков , а также тех, которым “свойственны ярко выраженные индивидуально-психологические особенности (эмоционально-волевое недоразвитие или, напротив, интенсивное развитие интеллектуальных способностей, чрезмерная импульсивность, заметное преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и т.д.)” .

Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебно-психологическая экспертиза: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1993.

С. 13; Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Судебная экспертиза: Учебное пособие. Ростов н/Д., 2006.

Семьянова И.С. Проблемы совершенствования расследования преступлений несовершеннолетних (организационно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2003.

Иного мнения придерживается А.Н. Попов, который считает: “В допросе несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, признанного умственно отсталым, необходимо предусмотреть в УПК РФ обязательное участие врача-психиатра, так как именно врач является специалистом по патологиям в умственном развитии, а не педагог или психолог” .

Попов А.Н. Правоведение. Производство по делам о преступлениях несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Книга 1. Красноярск, 2004. С. 45.

Полагаем, что в случае, когда несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый отстает в психическом развитии, необходимо участие в допросе не педагога, а психолога, который может более квалифицированно оценить сведения о задержке умственного развития несовершеннолетнего, полученные из показаний родителей, педагогов учебного заведения, где он обучается, характеристик, медицинских документов и других материалов, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы такого допрашиваемого. В случае, когда несовершеннолетний страдает психическим расстройством, в допросе может участвовать врач-психиатр.

При рассмотрении вопросов обязательного участия психолога в допросе несовершеннолетнего необходимо затронуть вопрос о том, каким образом должны быть установлены психическое расстройство и отставание в психическом развитии. Как отмечают Н.М. Букаев и В.В. Мальцев, необходимы документальные данные об этом .

Ж.В. Эстерлейн считает, что “сам факт психического расстройства или отставания в психическом развитии несовершеннолетнего должен быть установлен дознавателем и подтвержден соответствующими документами (медицинской справкой, выпиской из истории болезни, заключением эксперта)” .

Букаев Н.М. и др. Расследования преступлений несовершеннолетних. Ростов н/Д., 2006.

Эстерлейн Ж.В. Дознание по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

А как быть в случае, когда необходимо допросить несовершеннолетнего подозреваемого, страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии? Можно утверждать, что заключение судебно-психиатрической, судебно-психологической либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы невозможно получить к моменту допроса несовершеннолетнего подозреваемого. Как показывает практика, несовершеннолетние обвиняемые также допрашиваются, когда в деле еще отсутствует заключение эксперта, так как экспертиза – одно из самых продолжительных процессуальных действий, для ее производства в распоряжение эксперта необходимо предоставить достаточное количество материалов, характеризующих личность подростка, включая протоколы допросов и других следственных действий. Однако момент появления в уголовном деле подозреваемого по общему правилу характеризуется отсутствием той содержательной доказательственной базы, которая должна быть предоставлена эксперту вместе с постановлением о назначении психологической (психиатрической, комплексной психолого-психиатрической) экспертизы. Поэтому наличие в уголовном деле соответствующего заключения эксперта о том, что несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, не может быть признано единственным основанием для обеспечения обязательного участия психолога в допросе такого несовершеннолетнего.

На наш взгляд, данные обстоятельства могут быть подтверждены медицинской документацией, справкой из психоневрологического диспансера о том, что несовершеннолетний состоит на учете, школьными характеристиками, показаниями родителей и иных участников уголовного процесса и т.д.

В связи со сказанным п. 3 ст. 425 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: “В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участие психолога или педагога.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие психолога или врача-психиатра”.

Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

(“Эксперт-криминалист”, 2011, N 3)

Информация о публикации

Лифанова М.В. Участие педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Эксперт-криминалист. 2011.

N 3. С. 18 – 19.

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА И ПСИХОЛОГА В ДОПРОСЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

Lifanova M.V. Participation of teacher and psychologist in interrogation of minor.

Лифанова М.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики Института права БашГУ.

Проанализированы вопросы теории и практики участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, рассмотрены его процессуальный статус и функции.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, тактика допроса, подозреваемый, обвиняемый, педагог-психолог.

Theoretical and practical issues of a teacher-psychologist participation during the interrogation of a suspected or accused in the paper. His procedural status and functions are viewed.

Key words: juvenile delinquency, interrogation tactics, accused, teacher-psychologist.

Расследование уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних невозможно без использования специальных знаний в области детской, подростковой и юношеской психологии и педагогики. Несовершеннолетние, совершившие преступление, отличаются от взрослых по основным интеллектуальным и волевым характеристикам. Интеллект несовершеннолетних определяется отсутствием жизненного опыта, суженным кругозором, недостаточностью теоретических знаний и практических навыков. Для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 17 лет, характерны тревожность, агрессивность, низкий уровень самоконтроля, зависимость от группы, высокий уровень напряженности, черствость по отношению к окружающим, экспрессивность поведения, склонность к риску, подозрительность и завистливость.

Представляется, что в силу возраста несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, склонны к эмоциональному восприятию окружающего мира, тогда как логический анализ сложившейся ситуации может осуществляться ими не в полной мере.

В целях успешного решения профессиональных задач следователь должен выявить, проанализировать и использовать личностные особенности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Так, с учетом характеристик личности можно прогнозировать отношение подозреваемого, обвиняемого к совершенному преступлению и возможному уголовному наказанию. Следовательно, можно предположить, какую защитную тактику изберет несовершеннолетний и своевременно спланировать приемы, способы и методы преодоления противодействия расследованию. С другой стороны, диагностика личности несовершеннолетнего допрашиваемого позволяет определить соответствующие ей тактические приемы, то есть такие способы воздействия на личность несовершеннолетнего, которые будут эффективны в данном индивидуальном случае. Нередко на основе знаний о личности несовершеннолетнего преступника можно сделать предположения о мотивах, целях, причинах и условиях совершенного преступления.

Иными словами, знание личностных особенностей подозреваемого, обвиняемого может быть положено в основу выдвижения версий о совершенном преступлении. И наконец, знание личностных характеристик лежит в основе установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым.

Именно поэтому участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, педагога или психолога обязательно.

В процессуальной и криминалистической науке не существует единой точки зрения по вопросу о процессуальном статусе педагога или психолога.

Отдельные авторы полагают, что и педагог, и психолог выполняют процессуальную функцию специалиста, поскольку обладают специальными знаниями в области возрастной психологии и педагогики и содействуют в производстве следственных действий . Так, Е.В. Стрельцова отмечает, что не возникает сомнений, что педагог и психолог являются носителями специальных знаний, и они привлекаются к допросу в качестве специалистов . Поддерживая эту точку зрения, С.В.

Матвеев полагает, что педагог – это специалист, а не какой-либо иной участник процесса, поскольку перед началом допроса ему разъясняются именно права и обязанности, предусмотренные ст. 58 УПК РФ . О.Ю.

Скичко предлагает произвести замену в УПК РФ термина “педагог” на термин “специалист в области возрастной или педагогической психологии” и закрепить его участие, как обязательное, так и факультативное, во всех следственных действиях с участием несовершеннолетних .

См.: Власенко В.Г. Взаимодействие следователя и специалистов при расследовании преступлений // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы: Сб. науч. статей / Под ред. В.В. Козлова. Саратов, 1998.

С. 58; Ложкин С.Б. Процессуальный порядок досудебного производства по уголовным делам о насильственных действиях сексуального характера с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ижевск, 2004.

С. 8; Харчиков А.В. Проблемы изучения и оценки показаний несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1996.

См.: Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007.

См.: Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 7.

См.: Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии. М.: Юрлитинформ, 2006.

Читать еще:  Упк допрос несовершеннолетнего

Другая группа авторов придерживается прямо противоположной точки зрения, полагая, что педагог или психолог являются самостоятельными участниками уголовного процесса, наряду со специалистом в области подростковой и юношеской психологии. Так, по мнению И.А. Макаренко, участвующего в допросе педагога, знающего несовершеннолетнего и пользующегося у него авторитетом, следует признать самостоятельной процессуальной фигурой, поскольку он, будучи заинтересован в исходе расследуемого дела, “не вписывается” в статус специалиста .

См.: Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого: Автореф. дис. … доктора юрид. наук. Саратов, 2006. С. 9.

Действительно, и педагог, и психолог являются носителями специальных знаний – они обладают познаниями в области педагогики, детской и юношеской психологии. Однако, по нашему мнению, их процессуальный статус отличен от процессуального статуса специалиста.

В соответствии со ст. 58 УПК РФ, специалист – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях для решения строго определенных задач. Специалист содействует следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, оказывает помощь в применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, консультирует следователя для постановки вопросов эксперту, разъясняет сторонам и суду вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.

Представляется, что педагог или психолог, участвуя в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не содействуют следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов и не оказывают ему помощи в применении технических средств, хотя иные упомянутые функции специалиста могут ими выполняться. Так, педагог или психолог могут консультировать следователя, помогая ему сформулировать вопросы эксперту, если, к примеру, назначается психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза в отношении конкретного несовершеннолетнего. Также педагог или психолог способны ответить на вопросы следователя и суда, связанные с педагогикой или возрастной юношеской психологией.

Но их функции не ограничиваются изложенным. Как правило, педагог или психолог приглашаются для решения совсем иных задач.

По нашему мнению, педагог или психолог в рамках допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого выполняют две функции: оказывают содействие следователю и защищают законные права и интересы несовершеннолетнего. В рамках функции оказания помощи уголовному судопроизводству основными задачами педагога или психолога, как нам представляется, являются следующие.

  1. Педагог или психолог оказывают следователю помощь в установлении психологического контакта с несовершеннолетним. Это особенно важно, если подросток замкнут, необщителен, недоверчив, с трудом налаживает отношения с окружающими.
  2. Педагог или психолог способны оказать следователю неоценимую помощь в изучении личности подростка, выявлении индивидуальных особенностей, специфики формирования личности, что может быть использовано при определении тактики следственных действий.
  3. Важной функцией педагога или психолога является помощь следователю при формулировке вопросов к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Именно педагог или психолог с учетом возраста, степени развития, внушаемости и прочих критериев способен правильно определить содержание и структуру вопросов, а также их последовательность.
  4. Педагог или психолог оказывают следователю помощь в закреплении доказательств, в частности, контролируют правильность изложения показаний в протоколе допроса. Педагог или психолог должны проследить, чтобы в протоколе с использованием тех же самых слов и выражений были изложены все обстоятельства, о которых допрашивался подросток. В этой связи педагог или психолог вправе по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ст.
  1. Педагог или психолог могут помочь следователю при оценке результатов допроса.

В рамках функции по защите законных прав и интересов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог способствуют ограждению несовершеннолетнего от нежелательного воздействия со стороны следователя (неверный тон, непродуманная формулировка вопросов и пр.). Целью при этом является охрана психического здоровья несовершеннолетнего от травмирующего воздействия необычной для него ситуации . Соответственно, педагог или психолог выполняют в определенном смысле “правозащитную функцию” .

В этом случае, как мы видим, педагог и психолог выполняют функции, не упомянутые в ст. 58 УПК РФ, то есть не свойственные специалисту. Следовательно, несмотря на общий признак – наличие специальных знаний как у специалиста, так и у педагога или психолога, последние в процессуальном смысле специалистами не являются.

См.: Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саранск, 2010.

См.: Каневский Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактики преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991.

С. 139; Шейфер С.А. Следственные действия. М., 1981.

Различие проявляется также в круге процессуальных прав, предоставленных специалисту, педагогу или психологу. Анализ ст. ст. 58, 425 УПК РФ позволяет прийти к выводу, что процессуальные права педагога или психолога несколько уже, чем права специалиста. В частности, в ст. 425 УПК РФ не упоминается право педагога или психолога приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, суда.

Кроме того, не предусмотрен отвод педагога или психолога, тогда как отвод специалиста возможен (ст. ст. 70, 71 УПК РФ).

И наконец, следует отметить, что педагог или психолог – это процессуальная фигура, участвующая в ходе лишь одного следственного действия – допроса. При этом круг следственных действий, в которых может участвовать специалист, не ограничен. Представляется, однако, что участие педагога или психолога в иных следственных действиях было бы весьма рациональным и разумным.

В первую очередь участие педагога или психолога было бы оправданным в рамках очной ставки, проверки показаний на месте и предъявления для опознания, поскольку указанные следственные действия в процессуальном и тактическом смыслах являются более сложными, нежели допрос.

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

Комментарии к ст. 191 УПК РФ

1. С участием педагога возможен допрос любого несовершеннолетнего, старше 14 лет. Но для того чтобы в таком допросе принял участие педагог, нужно, чтобы этого захотел следователь (дознаватель и др.).

2. По усмотрению следователя (дознавателя и др.) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога, гласит ч. 1 коммент. ст. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) рекомендуется отражать письменно в материалах уголовного дела. Это может быть постановление , в котором будет закреплено решение следователя (дознавателя и др.) о необходимости привлечения к допросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагога. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) дозволительно фиксировать в самом протоколе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).

Выносить постановление считают необходимым некоторые авторы. См., к примеру: Гуев А.Н. Указ. соч. С. 317.

3. Участие педагога при производстве допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) заключается в возможности полной реализации его процессуального статуса. А значит, как минимум ему должна быть предоставлена возможность присутствовать при допросе от его начала и до конца оформления протокола этого следственного действия, наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы следователя (дознавателя и др.)) за ходом допроса, делать по поводу произведенных следователем (дознавателем и др.) действий, заданных вопросов и (или), правильности и полноты записей в протоколе допроса подлежащие занесению в протокол заявления и замечания, требовать дополнения протокола следственного действия и внесения в него уточнений, удостоверять правильность содержания протокола допроса.

4. Рекомендуется также предоставлять педагогу возможность с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) вопросы. Следователь (дознаватель и др.) вправе отвести вопрос педагога, но, так как он имел место в ходе производства следственного действия, а согласно ч. 4 ст. 166 УПК в протоколе следственного действия описываются все процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, следователь (дознаватель и др.) обязан отразить в протоколе допроса заданный педагогом вопрос.

5. В качестве педагога для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием (все равно — высшим или средним), работающий по специальности в образовательном учреждении. Соответственно педагогом с позиции коммент. ст. будет лицо, состоящее на определенной должности, обладающее правовым статусом учителя, преподавателя или даже воспитателя дошкольного учебного заведения.

6. Если на допрос приглашен педагог, в протоколе допроса должны быть отражены: его фамилия, имя, отчество, образование, должность, место работы и адрес места жительства. Причем рекомендуется выяснять, какие отношения сложились, если таковые имеются, между педагогом и допрашиваемым, «не существует ли условий, препятствующих участию данного педагога в проведении следственного действия» .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003. С. 473.

7. Педагогу разъясняются его права и обязанности, ответственность и порядок производства допроса.

8. В частности, педагогу разъясняются следующие его права:

1) знать свои права и обязанности (ч. 1 ст. 11 УПК);

2) делать заявления (замечания), задавать вопросы и давать пояснения на родном языке или языке, которым он владеет;

3) пользоваться помощью переводчика;

4) заявлять ходатайства;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя и др.) и суда, ограничивающие его права;

6) быть уведомленным о применении технических средств;

Читать еще:  Эксплуатация несовершеннолетних статья ук рф

7) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

8) требовать дополнения протоколов следственных действий и внесения в них уточнений;

9) удостоверять правильность содержания протокола следственного действия;

10) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

11) при наличии к тому оснований заявлять самоотвод (ч. 1 ст. 62 УПК);

12) делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания;

13) задавать вопросы допрашиваемому с разрешения следователя (дознавателя и др.) или суда;

14) получать вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме случаев исполнения их в порядке служебного задания (п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК);

15) на возмещение понесенных расходов по явке;

16) реализовать иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом возможности.

9. При допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагог оказывает содействие следователю (дознавателю и др.) «в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний», «оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией» .

См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Спарк, 2002. С. 379.

10. Привлеченный к участию в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагог также обязан:

1) по инициативе следователя (дознавателя и др.) давать пояснения по поводу задаваемых им вопросов и получаемых от несовершеннолетнего ответов;

2) явиться по вызову следователя (дознавателя и др.) или в суд (ч. 4 ст. 58 УПК);

3) участвовать в производстве допроса, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю (дознавателю и др.) в получении достоверных показаний свидетеля (потерпевшего); постановке допрашиваемому вопросов, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;

4) не разглашать без разрешения данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве педагога, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК;

5) представлять заключение и давать показания в порядке ст. 80 УПК.

11. В случае разглашения данных предварительного расследования педагог может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 310 УК.

12. В допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может принимать участие и его законный представитель.

13. Таким образом, во-первых, прежде чем у лица появится право участвовать в допросе, оно должно стать законным представителем в уголовно-процессуальном смысле этого понятия. Во-вторых, к участию в допросе законный представитель допускается в случае заявления им соответствующего ходатайства, которое должно найти письменное отражение в документе, приобщаемом к материалам уголовного дела. И, наконец, в-третьих, законный представитель вправе принять участие лишь в том допросе, где представляемый им несовершеннолетний свидетель (потерпевший) является допрашиваемым. С одной стороны, это правило позволяет законному представителю заявить ходатайство об участии не только в допросе, но и в очной ставке. С другой стороны, если несовершеннолетний свидетель (потерпевший) приглашен на допрос в ином качестве — не как допрашиваемый, требование законного представителя об участии в таком допросе может быть не удовлетворено.

14. Часть 2 коммент. ст. закрепляет гарантии правдивости показаний, которые будут получены при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) «в возрасте до шестнадцати лет».

15. В ч. 2 коммент. ст. закреплено по крайней мере две обязанности следователя (дознавателя и др.). Во-первых, разъяснить не достигшему 16 лет свидетелю (потерпевшему) его права, предусмотренные ст. 56 или ст. 42 УПК. Во-вторых, обратить его внимание на необходимость говорить правду. После реализации данного правила в протоколе допроса делается отметка о разъяснении свидетелю (потерпевшему) прав, предусмотренных вышеуказанными статьями. В протоколе допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) следует также отражать факт разъяснения допрашиваемому прав, предусмотренных коммент. ст., а также правил ст. 51 Конституции РФ.

16. Согласно ст. 51 Конституции РФ рассматриваемый нами свидетель (потерпевший) не обязан свидетельствовать против самого себя и близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК.

17. Допрашиваемому несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) должны быть разъяснены все его права и обязанности.

18. Показания не достигших 16 лет свидетелей (потерпевших) могут быть по своему содержанию очень специфичны . Дословное их восприятие не позволяет правильно понять их суть. Иногда лишь использование помощи специалиста, знакомого с детской психологией, поможет правильно понять, что именно хотел сообщить ребенок. В этой связи рекомендуется при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) в протоколе допроса фиксировать показания максимально дословно. Не нужно сведения, сообщаемые не достигшим 16 лет свидетелем (потерпевшим), излагать в протоколе своими словами, следует, насколько это возможно, фиксировать те обороты речи, которые он сам употреблял. Соблюдение данного правила позволит получать информацию не только о преступлении, но и об уровне развития свидетеля (потерпевшего). Эти данные позволять правильно оценить его показания.

О психолого-криминалистических особенностях допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) см. подробнее: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 395 — 396; и др.

19. См. также комментарий к ст. ст. 42, 56, 189, 190 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на стадии предварительного расследования. Комментарий к ст. 191 УПК; Рыжаков А.П. Допрос: основания и порядок производства: Научно-практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 127 — 285.

Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

СТ 425 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 Уголовно-процессуального кодекса

1. Основной целью допроса несовершеннолетнего является получение от него достоверных показаний при максимальном соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого.

Одной из таких гарантий является ограничение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, по сравнению с допросом в общем порядке. Закон ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего двумя часами без перерыва, а всего в день — не более 4 часов (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в ч. 1 ст. 191 УПК РФ в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вводятся временные ограничения допроса в зависимости от возраста несовершеннолетнего: в возрасте до семи лет — допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. В отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых таких ограничений не установлено.

2. УПК РФ предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии для несовершеннолетних при рассмотрении их дел судами общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел обязательным является участие защитника и законного представителя, призванных не допустить нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Право на государственную защиту несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) реализуется на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (если отсутствуют родители или лица, их заменяющие) или с их письменного согласия.

При этом участие в уголовном деле защитника и (или) законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не должно ущемлять права последних.

Отказ от защитника возможен только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту .
———————————
Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 5. С. 3 — 6.

3. Гарантией прав несовершеннолетних в уголовном процессе выступает то, что в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно. Закон предусматривает участие в допросе несовершеннолетнего или педагога, или психолога, но не определяет, когда необходимо участие педагога, а когда — психолога, оставляя решение этого вопроса на усмотрение участников уголовного судопроизводства. Участие именно психолога многим современным юристам представляется более обоснованным, так как именно психолог специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым, в то время как главная задача педагога — это обучение, а вовсе не наведение «психологических мостов» . Ряд правоведов полагают необходимым привлекать к работе с детьми на следствии еще и психиатра . Представляется, что следователь должен обладать свободой в выборе между психологом и педагогом, исходя из конкретных обстоятельств.
———————————
Дощицын А. Производство следственных действий с участием малолетних и педагога // Уголовное право. 2010. N 4. С. 94.

Гвоздева И.С. Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 12.

4. Обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обеспечивается либо следователем, дознавателем по своей инициативе или по ходатайству защитника. Заявленное защитником ходатайство об участии в допросе педагога или психолога должно быть обязательно удовлетворено следователем, дознавателем.

5. Участвующий в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог обладает следующими процессуальными правами:

1) задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Данное право может быть реализовано только с разрешения следователя, дознавателя;

2) знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данным правом можно воспользоваться только по окончании допроса.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. О разъяснении вышеуказанных прав делается отметка в протоколе допроса.

6. Следственное действие в виде допроса проводится в отношении несовершеннолетнего не только в ходе предварительного следствия и дознания, но и в ходе судебного разбирательства. УПК РФ предусматривает, что порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector