0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономические преступления в сфере государственного управления

Раздел VIII. Преступления в сфере экономики (ст.ст. 158-204)

Раздел VIII. Преступления в сфере экономики

ГАРАНТ:

О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 48

  • Глава 21. Преступления против собственности (ст.ст. 158-168)
    • Статья 158. Кража
    • Статья 158.1. Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию
    • Статья 159. Мошенничество
    • Статья 159.1. Мошенничество в сфере кредитования
    • Статья 159.2. Мошенничество при получении выплат
    • Статья 159.3. Мошенничество с использованием электронных средств платежа
    • Статья 159.4 (утратила силу)
    • Статья 159.5. Мошенничество в сфере страхования
    • Статья 159.6. Мошенничество в сфере компьютерной информации
    • Статья 160. Присвоение или растрата
    • Статья 161. Грабеж
    • Статья 162. Разбой
    • Статья 163. Вымогательство
    • Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность
    • Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
    • Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
    • Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
    • Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
  • Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности (ст.ст. 169-200.6)
    • Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
    • Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом
    • Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета
    • Статья 170.2. Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории
    • Статья 171. Незаконное предпринимательство
    • Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
    • Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр
    • Статья 171.3. Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    • Статья 171.4. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
    • Статья 172. Незаконная банковская деятельность
    • Статья 172.1. Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации
    • Статья 172.2. Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества
    • Статья 172.3. Невнесение в финансовые документы учета и отчетности кредитной организации сведений о размещенных физическими лицами и индивидуальными предпринимателями денежных средствах
    • Статья 173 (утратила силу)
    • Статья 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица
    • Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица
    • Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем
    • Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления
    • Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем
    • Статья 176. Незаконное получение кредита
    • Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
    • Статья 178. Ограничение конкуренции
    • Статья 179. Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения
    • Статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
    • Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм
    • Статья 182 (утратила силу)
    • Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
    • Статья 184. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса
    • Статья 185. Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
    • Статья 185.1. Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах
    • Статья 185.2. Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги
    • Статья 185.3. Манипулирование рынком
    • Статья 185.4. Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг
    • Статья 185.5. Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества
    • Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации
    • Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг
    • Статья 187. Неправомерный оборот средств платежей
    • Статья 188 (утратила силу)
    • Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
    • Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей
    • Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга
    • Статья 191.1. Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины
    • Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
    • Статья 193. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации
    • Статья 193.1 Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов
    • Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
    • Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве
    • Статья 196. Преднамеренное банкротство
    • Статья 197. Фиктивное банкротство
    • Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов
    • Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов
    • Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
    • Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
    • Статья 199.3. Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд
    • Статья 199.4. Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд
    • Статья 200 (утратила силу)
    • Статья 200.1. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов
    • Статья 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий
    • Статья 200.3. Привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства Российской Федерации об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    • Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд
    • Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
    • Статья 200.6. Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Глава 23. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201-204)
    • Статья 201. Злоупотребление полномочиями
    • Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
    • Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
    • Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей
    • Статья 204. Коммерческий подкуп
    • Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе
    • Статья 204.2. Мелкий коммерческий подкуп
>
Преступления против собственности (ст.ст. 158-168)
Содержание
Уголовный кодекс (УК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

магистрант, кафедра «Финансы и кредит» ДВФУ,

РФ, г. Владивосток

При построении экономических отношений между хозяйствующими субъектами формы собственности являются определяющими.

Существует множество определений понятия собственности. Рассмотрим обобщенное понятие собственности, данное Н.Н. Алексеевым, согласно которому собственность – это отношение между людьми, при котором праву собственника на господство и распоряжение над встречающимися в ограничении и не принадлежащими к высшим ценностям предметами соответствует универсальная обязанность других людей терпеть власть собственника и не вмешиваться в ее определенные проявления» [3, с. 133]. Из этого следует, что при приобретении права собственности одновременно возникают и обязанности как со стороны собственника, так и со стороны других членов общества.

Так, в Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», а также установлено, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Следует отметить, что в советский период и в научной доктрине того периода земельные ресурсы рассматривались в качестве народного достояния. В Конституции СССР 1977 г. было указано, что «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории» [4, с. 93].

Читать еще:  Что будет за угон машины

В своей монографии «Собственность: противоречия присвоения» профессор В.А. Останин пишет, что общенародную форму собственности, как и любую форму собственности, следует понимать не как некоторое «закостенелое», застывшее образование, а как процесс, как становление своей целостности, к которой она движется в результате планомерной деятельности общественного индивида. Так, в процессе своего становления она проходит ряд этапов. Поэтому далеко не случайно, что на определенном этапе общенародная форма собственности приобретает правовую форму государственной [7, с. 6].

Государственная собственность имеет определенный приоритет в экономической политике государства, поскольку она обеспечивает экономическое процветание страны, демократию и обязанность государства гарантировать благосостояние своих граждан [10, с. 117].

Для того чтобы определить сущность государственной собственности, следует отталкиваться от экономического понятия собственности. При данном подходе собственность необходимо рассматривать как совокупность воспроизводственных отношений. Согласно К. Марксу сущность собственности заключается не в юридическом выражении известной триады правомочий (владение, пользование, распоряжение), а в форме производственных отношений [1, с. 182], т. е. доминирующим является экономическое содержание над ее организационно-правовой формой, которая упорядочивает отношения, сложившиеся в системе присвоения.

Итак, в обществе присвоение конечного продукта его отдельными индивидами всегда пронизано отношениями собственности. Если продукт не прошел этап распределения, он не может быть потребленным. Потребление продукта в обществе осуществляется с согласия его членов либо при организации системы оппортунистического поведения отдельных членов, которые используют теневые схемы распределения, отдавая приоритет частному в ущерб интересам общего [6, с. 41]. Эти отношения реализуются в разрез интересам общества. Данная проблема относится и к управлению государственной собственностью, когда неправомерному пользованию или злоупотреблению в пользовании присвоенных де-факто ресурсов предшествует злоупотребление распоряжением.

Коррупция в системе государственного управления сводится к использованию властного ресурса как необходимого фактора распределения в частных оппортунистических интересах чиновников. Злоупотребляя своим положением, обладая полномочиями распоряжения объектами государственной собственности, должностные лица используют их в своих частных интересах, осуществляя оппортунистическое поведение по отношению к обществу в целом [6, с. 43].

Существенной частью государственной собственности является имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами – предприятиями и учреждениями. Если у таких учреждений возникает задолженность, то имущество, фактически являющееся государственной собственностью, имеет все реальные возможности перехода в частные руки.

На данный момент существует множество предприятий с государственным участием. Государство наделяет такие предприятия значительными имущественными активами. Однако после создания они становятся обычными коммерческими организациями, которые действуют на благо определенного круга лиц, извлекая прибыль из государственной собственности, являющейся общественным ресурсом.

Предполагается, что предприятия такого типа в своей деятельности должны учитывать интересы не только государства, но и общества. Однако действующая нормативно-правовая база не предоставляет такой возможности, как осуществление полноценного контроля со стороны, как государства, так и общества за эффективностью и законностью использования государственного имущества [5, с. 51].

Выше мы отметили, что ранее действовавшая Конституция предусматривала государственную собственность как достояние многонационального народа. Из этого вытекала возможность построения правовой конструкции, при которой определяющие ограничения налагались на государство как по вопросу пользования государственной собственностью, так и по вопросу контроля за таким пользованием.

На наш взгляд, одним из эффективных инструментов для решения вышеперечисленных проблем является государственный финансовый контроль, так как он позволяет управлять государственной собственностью и влиять на легитимность его использования.

Основными задачами государственного финансового контроля в сфере управления государственной собственностью являются:

1) контроль за целевым использованием бюджетных средств и оценка обоснованности данных расходных статей, выделяемых на объекты государственной собственности;

2) оценка эффективности использования государственной собственности, а также контроль законности его использования и выявление злоупотреблений в процессе их оборота;

3) контроль полноты и достоверности финансовой отчетности предприятий с государственным участием [9, с. 287].

Одной из существенных проблем является то, что в годовых планах органов, осуществляющих финансовый контроль, отсутствуют контрольные мероприятия, нацеленные на выявление фактов расточительства и хищений, а также не уделяется достаточного внимания профилактике фактов мошенничества в бюджетной сфере, не устанавливаются причины и условия, способствующие преступлениям в сфере управления государственной собственностью [8, с. 20], тогда как именно профилактика способствует снижению риска повторного возникновения нарушений, а установление причины и условий экономических преступлений позволяет полностью искоренить возникающие проблемы.

Таким образом, мы видим ряд существующих проблем, для решения которых необходимо совершенствование государственного финансового контроля в сфере управления государственной собственностью.

Во-первых, необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования всей системы государственного финансового контроля в сфере управления государственной собственностью, а также создание законодательных ограничений по использованию государственной собственности.

Во-вторых, финансовый контроль должен концентрироваться не только на финансовых потоках от продажи или использования объектов государственной собственности, но и на эффективности управления этими объектами. При этом необходимо учитывать экономический и социальный эффект по бюджетным затратам на объекты государственной собственности.

В-третьих, повышение ответственности государства и его органов, а также должностных лиц за неэффективное и незаконное использование государственной собственности путем внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности.

В-четвертых, обеспечение своевременного и полного возмещения причиненного государству и обществу ущерба.

Список литературы:

  1. Бондарь Т.В. Институт государственной собственности как системообразующий институт современного хозяйствования // Вестник науки Сибири. – 2012. – № 4 (5). – С. 182-185.
  2. Гайдаржи С.И. Внешний финансовый контроль эффективности управления зарубежной государственной собственностью Российской Федерации // Вестник АКСОР. –2012. – № 1. – С. 63-68.
  3. Горчакова И.Ю. Становление учения о государственной собственности // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. – № 1. – С. 132-134.
  4. Зарщиков А. В. Соотношение понятий «народное достояние» и «государственная собственность» на землю в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. – 2012. – № 4. – С. 93-95.
  5. Максимович М.В. О проблемах правового статуса государственной собственности и формировании системы государственного финансового контроля и государственного аудита // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2009. – № 1. – С. 47-52.
  6. Останин В.А. Коррупционные инвестиции в системе отношений собственности // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2010. – № 3(52). – С. 40-46.
  7. Останин В.А. Собственность: противоречия присвоения (Проблемы теории и методологии): монография / В.А. Останин. – Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2015. – 204 с.
  8. Салихов З.А. К вопросу о результативности финансового контроля с точки зрения сохранности государственной собственности //Государственный аудит. Право. Экономика. – 2014. – № 3. – С. 19-25.
  9. Цыренова И.Ц. Проблемы реализации финансового контроля в сфере управления государственной собственностью // Проблемы экономики и юридической практики. – 2011. – № 4. – С. 285-288.
  10. Mackevičius J., Ragauskienė E. State property: economic analysis and management //Ekonomika. – 2012. – Vol. 91(2). – P. 117-128.

Расследование экономических преступлений в России могут вести спецслужбы

По итогам 2017 года одним из самых часто совершаемых преступлений в России стало мошенничество — количество возбужденных уголовных дел по соответствующим статям превысило 200 тысяч, уступая пальму первенства только традиционно распространённым в нашей стране кражам и преступлениям в сфере незаконного оборота наркотических средств. Сумма уголовных дел, возбужденных по ст. 159, а также по смежным ст.ст. 159-1 – 159-6 УК РФ превышает общее количество уголовных дел, возбужденных по более чем пятидесяти статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

При анализе статистики по уголовным делам по ст. 159 и смежным статьям 159-1 – 159-6 УК РФ бросается в глаза тот факт, что большая часть возбужденных уголовных дел не доходят до суда, кроме того, значительная часть дел возбуждается в отношении предпринимателей, причем далеко не всегда законно. Все ещё не являются редкими случаи, когда правоохранительные органы используют уголовное судопроизводство, в частности статьи УК РФ по преступлениям в сфере экономики в незаконных целях: бизнес преследуется с целью улучшения статистических показателей, получения каких-либо преференций от предпринимателей, а также устранения фирмы по заказу конкурентов.

Читать еще:  Экономические преступления против собственности

Не лучшим образом обстоят дела и при проведении проверок сообщений о совершении преступлений в сфере экономики: сроки проверок нарушаются, нередко фактически составляя от нескольких месяцев до года, выносятся незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении по подследственности, а злоумышленники тем временем уничтожают доказательства, успевают скрыться, выполнить иные действия, которые впоследствии препятствуют производству по делу при его возбуждении. Все это подрывает доверие предпринимателей и простых граждан к органам, призванным защищать их права, препятствует реализации основных назначений уголовного судопроизводства, а именно защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, обеспокоенный таким положением дел, предложил создать в России спецслужбу, которая занималась бы расследованием преступлений в экономической сфере. Титов убежден, что такая служба поможет решить сразу две задачи. Во-первых, снизится давление на бизнес, поскольку расследование экономических преступлений будет независимым, а во-вторых, повысится качество расследования преступлений в сфере экономической деятельности. Уполномоченный при президенте РФ заявляет, что уровень специальной подготовки сотрудников следственных органов, занимающихся расследованием экономических преступлений, крайне низкий, что не позволяет им корректно выполнять свою работу.

Борис Титов также отметил, что подобные спецслужбы есть уже в некоторых зарубежных странах, например, в Италии и Казахстане. И опыт работы спецслужб только положительный.

Кто раскрывает и расследует экономические преступления сейчас в России?

В настоящее время основной объём работы по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики выполняют профильные подразделения МВД РФ, а именно Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах — управления и отделы. Внутри каждого подразделения есть свои отделы, оперативно-розыскные части и отделения, занимающиеся раскрытием экономических преступлений в определенном отраслевом направлении: в сферах ТЭК и химии, машиностроения и металлургии, торговли, сельского хозяйства и т.д. По наиболее резонансным делам, а также при наличии угрозы государственным интересам и безопасности к раскрытию экономических преступлений привлекаются сотрудники Службы экономической безопасности ФСБ России, имеющей в своём составе управления по контрразведательному обеспечению предприятий промышленности (Управление «П»), транспорта (Управление «Т»), кредитно-финансовой сферы (Управление «К»), МВД, МЧС, Минюста (Управление «М»), по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотических средств (Управление «Н»), Организационно-аналитическое управление, Административную службу.

Что касается расследования уголовных дел в сфере экономики, в отношении них законом не установлена единая монополия следствия какого-либо одного правоохранительного органа: данной категорией дел занимаются и следователи Следственного комитета РФ, и следователи органов внутренних дел, и следователи органов федеральной службы безопасности. Подследственность определяется в каждом конкретном случае исходя из того, по какой именно статье УК РФ осуществляется производство, а также с учётом общих правил, закреплённых в ст. 151 УПК РФ. Так, расследованием уголовных дел по ст. 159 и ст.ст. 159-1 – 159-6 УПК РФ и многим другим статьям занимаются следователи органов внутренних дел; налоговые составы и некоторые иные преступления в сфере экономики, включая преступления против интересов службы в коммерческой организации отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ; расследованием дел по ст. 189 (незаконный экспорт сырья, материалов, оборудования, технологий), по ч. 2 ст. 200-1 (контрабанда наличных денежных средств) занимаются следователи органов федеральной службы безопасности. Кроме того, по большому количеству преступлений в сфере экономики, включая мошенничество и его отдельные виды, расследование может производиться следователем того подразделения, которое его выявило.

Таким образом, мы видим, что в современных условиях раскрытие и расследование преступлений в сфере экономики рассредоточено между различными правоохранительными органами, и, если на стадии раскрытия преступления, при проведении проверки сообщения о преступлении существуют специализированные подразделения в виде управлений и отделов экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ и Службы экономической безопасности федеральной службы безопасности, то на стадии расследования таких органов не существует.

Нужны ли спецслужбы по расследованию экономических преступлений в России?

Создание спецслужбы по расследованию экономических преступлений — спорный вопрос. С одной стороны, данный орган, не входящий в систему МВД, мог бы действовать автономно и независимо, руководствуясь только законом. С другой стороны, скорее всего, государство не изобретет ничего нового — спецслужба будет аналогом существующей ныне УЭБиПК (ОЭБиПК) МВД РФ с наделением ее дополнительными полномочиями по осуществлению предварительного следствия и созданием ещё одного вида следственных подразделений. Кроме того, для реализации этой идеи придется принять не только новый закон, но и изменить десятки уже действующий нормативно-правовых актов, начиная с УПК и заканчивая ФЗ «О полиции». Такая перестройка может породить множество нестыковок и пробелов в законодательстве.

Между тем, следует вспомнить, что подобный опыт уже имел место быть в нашей правовой системе. Так, с 1992 по 2003 год в России существовала Федеральная служба налоговой полиции, у которой были свои оперативные подразделения и самостоятельный следственный аппарат. Сотрудники налоговой полиции были ориентированы на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование налоговых преступлений, а также ряда специальных составов, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере экономики. После выполнения стратегической задачи по наполнению бюджета налогами, воспитания бизнеса в духе необходимости уплаты налогов посредством реализации превентивной функции уголовного судопроизводства, эффективность работы сотрудников налоговой полиции упала, аппарат закостенел, оброс коррупционными связями с теневым бизнесом, в результате чего руководством государства было принято решение о прекращении деятельности данного специализированного правоохранительного органа.

Полагаю, что любой вновь созданный отдельный орган по раскрытию и расследованию экономических преступлений ждёт судьба упразднённой Федеральной службы налоговой полиции.

По нашему мнению, больший эффект принесет совершенствование структуры и работы существующих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (УЭБиПК, ОЭБиПК МВД, СЭБ ФСБ), корректировка действующего законодательства и налаживание более эффективного взаимодействия оперативных подразделений со следственными органами. Например, в современных условиях назрела необходимость обеспечения более оперативного доступа сотрудников ОЭБиПК к различным базам финансовых и кредитных учреждений, налоговых и регистрирующих органов, в целях повышения квалификации следователей, расследующих преступления в сфере экономики, необходимо проводить их регулярное обучение, в том числе новым методам расследования экономических преступлений, также необходимо пересмотреть правила о подследственности данной категории дел. Кроме того, имеет смысл продолжить работу в части изменения уголовных норм, устанавливающих ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Так, давно назрела необходимость распространения ответственности по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ на любые действия в сфере предпринимательской деятельности, не связанные исключительно преднамеренным неисполнением договорных обязательств. Одновременно следует законодательно определить в примечании к ст. 159 УК РФ действия, совершенные в сфере предпринимательской деятельности; существующего определения предпринимательской деятельности в гражданском законодательстве, также разъяснений на этот счёт Верховного суда РФ оказывается недостаточным, органы следствия и суды зачастую в своих процессуальных решениях определяют деятельность, обладающую всеми признаками предпринимательской, как не связанную с осуществлением таковой, что влечёт неправильную квалификацию и более суровую уголовную ответственность, также незаконное избрание меры пресечения в виде заключения под стражу. Также необходимо принять меры к исключению на практике случаев нарушения процессуальных сроков проверки сообщения о преступлении: по делам в сфере экономики проверки зачастую проводятся в срок до года, при том что установленный максимально возможный с учётом продления срок составляет 30 суток. Для формального соблюдения процессуальных сроков сотрудниками полиции используется практика повторной регистрации материала в КУСП, вынесения необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, незаконного направления по подследственности. Следует отметить, что законодательство в указанной части довольно-таки логично и понятно, для того, чтобы добиться соблюдения закона в части сроков проверки достаточно более активной позиции прокуратуры, а также более внимательного отношения к данной проблеме со стороны руководства МВД РФ.

Читать еще:  Умышленное уничтожение или повреждение имущества состав

Что делать предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело?

И хотя в УПК РФ был внесен ряд поправок, направленных на защиту бизнесменов, не стоит обольщаться — следственные органы по-прежнему изыскивают незаконные способы возбуждения уголовных дел, расследование которых может тянуться месяцами и годами. Один из ярчайших примеров — двухлетнее расследование по делу предпринимателя Валерия Чабанова, который на протяжении всего этого периода находился в СИЗО. Естественно, ни о каком сохранении бизнеса в этом случае речь идти не может.

Надеяться на помощь «бесплатного» адвоката не нужно — большинство из них относятся к своей работе формально и не вникают в особенности каждого дела. Более того, такие защитники, как правило, слабо ориентируются в налоговом праве, бухгалтерском учете и иных вопросах экономического характера, а поэтому не могут организовать качественную защиту своего Доверителя.

Поэтому, если вы стали фигурантом уголовного дела, либо в отношение Вас совершенно экономическое преступление, следует немедленно заручиться поддержкой уголовного адвоката. Лучше, если это будет специалист, досконально разбирающийся в финансовом и налоговом праве, уголовно-процессуальном законодательстве, имеющий большой стаж работы и хорошую деловую репутацию. Именно такие адвокаты готовы оказать вам всю необходимую помощь в АК «Судебный адвокат»!

Виды преступлений в экономической сфере и ответственность за них

Объектом экономических правонарушений являются производство и распределение различных товаров и услуг. Преступление совершается умышленно, с прямым или косвенным намерением получить материальную выгоду. Тяжесть наказания зависит от величины причиненного ущерба и наличия специального состава.

Виды экономических преступлений

Предпринимательство

  1. Штрафные санкции:
    1. 500 000 р. В случае с алкогольной продукцией — до 3 млн. р.;
    2. заработная плата за 3 г.
  2. Запрет на занятие данной деятельностью в течение 3 лет.
  3. Работы исправительного свойства на 2 г.
  4. Обязательный труд в течение 480 ч.
  5. Принудительная деятельность в течение 4 лет.
  6. Ограничение передвижения на 4 г.
  7. Взятие под стражу на 6 мес.
  8. Отбывание срока в течение 3 лет.

При наличии квалифицированного состава за совершение преступления экономической направленности статьи УК РФ предусматривают наказание в виде:

  1. Взысканий:
    1. 1 млн. 500 тыс. р. При незаконном обороте алкогольной продукции — до 4 млн. р.;
    2. доход за 5 лет.
  2. Запрета выполнять определенную работу в течение 3–5 лет.
  3. Исправительного труда в течение 2 лет.
  4. Обязательной трудовой деятельности в течение 480 ч.
  5. Труда принудительного характера на 5 лет.
  6. Ограниченного передвижения на 2 г.
  7. Заключения под стражей на 6 мес.
  8. Лишения свободы на 7 лет.
  • изъятая сумма была полностью возмещена;
  • жилое здание было введено в эксплуатацию.

Кредит

Сколько дают за экономические преступления по статьям, касающихся кредитного долга и получения статуса банкрота:

  1. Штраф:
    1. 200 000 р. В случае с банкротным процессом сумма выше — до 500 000 р.;
    2. заработная плата за 18 мес. До 3 лет при банкротстве.
  2. Труд обязательного направления в течение 480 ч.
  3. Принуждающий труд на 5 лет.
  4. Ограниченность в передвижениях (при нарушениях, касающихся банкротства) на 2 г.
  5. Содержание в местах заключения в течение полугода.
  6. Лишение свободы на 6 лет.

Подробнее о мерах наказания за нецелевое использование кредита мы расскажем здесь https://lexconsult.online/7440-otvetstvennost-zaemshhika-kredita-ne-po-naznacheniyu

При квалифицирующих признаках (например, если использование кредита нанесло крупный ущерб государству или частным лицам) назначаются:

  1. Санкции:
    1. 100 000–300 000 р.;
    2. зарплата за 2 г.
  2. Ограничение свободы на 3 г.
  3. Обязательные работы в течение 480 ч.
  4. Исправительный труд на 2 г.
  5. Труд принудительного направления в течение 5 лет.
  6. Содержание в местах заключения до 5 лет.

Монополизм

Противоправные деяния, совершенные с целью устранить конкурентов, караются:

  1. Штрафом в размере:
    1. 300 000–500 000 р.;
    2. дохода за 3 г.
  2. Обязывающий труд в период 480 ч.
  3. Работами исправительного свойства на 2 г.
  4. Принудительным трудом на 4 г.
  5. Запрещением выполнять данные должностные обязанности в течение 3 лет.
  6. Ограничением передвижения на 2 г.
  7. Арестом на срок до полугода.
  8. Лишением свободы на 4 г.

Квалифицированные преступления, например, экономический шпионаж, сопровождающийся насилием или причинивший крупный убыток, наказываются:

  1. Запретом на определенные виды деятельности на 3 г.
  2. Штрафом величиной:
    1. в 1 млн. р. 500 тыс.;
    2. зарплаты за 5 лет.
  3. Обязательным трудом на 360 ч.
  4. Исправительным трудом на срок до 2 лет.
  5. Работами принудительного характера в течение 5 лет.
  6. Лишением свободы на 7 лет и до 10 лет в случае с принуждением к заключению сделки.
  • первым признается в совершенном деянии;
  • окажет содействие в расследовании дела;
  • возместит нанесенный ущерб;
  • его действия не имеют дополнительной квалификации по другой статье УК .

Финансы

При нарушениях, касающихся денежных средств, акций и драгоценных камней, назначают:

Преступление, совершенное организованной группой или приведшее к огромным убыткам, наказывается:

  1. Запретом на работу в определенных сферах деятельности в течение 4 лет.
  2. Санкциями, соответствующими:
    1. 500 000 р. и 1 млн. 500 тыс. р. — в случае с манипулированием рынком в особо крупных размерах и распространением фальшивых банкнот;
    2. доходу за 5 лет.
  3. Обязательными работами в течение 480 ч.
  4. Деятельностью исправительного типа на 2 г.
  5. Принудительным трудом на 5 лет.
  6. Ограничением свободы в течение 2 лет.
  7. Лишением свободы на 7 лет и до 15 лет — за изготовление поддельных купюр организованной группой.

В случае с незаконным использованием инсайдерской информации крупным считается ущерб в размере от 3 млн. 750 тыс. р.

Таможенные платежи

За незаконный экспорт товаров или неуплату таможенных взносов предусмотрены:

  1. Запретом работать на указанных должностях сроком до 5 лет.
  2. Штраф величиной в:
    1. 500 000 р. При невозврате культурных ценностей или контрабанде алкогольной и табачной продукции — до 1 млн. р.;
    2. десятикратный размер контрабандных денежных средств;
    3. заработок за 5 лет.
  3. Деятельность обязательного характера в течение 480 ч.
  4. 5 лет принуждающего труда.
  5. Ограниченное передвижение на 3 г.
  6. Лишение свободы на срок до 5 лет и до 8 лет — в случае невозвращения культурных объектов в РФ.

Налоги

За уклонение от уплаты налоговых и страховых взносов назначаются:

  1. Запрет на работу в некоторых областях в течение 3 лет.
  2. Штрафные санкции величиной в:
    1. 300 000 р. и 500 000 р. при сокрытии денег руководителем компании;
    2. трехлетний заработок.
  3. Принудительный труд на 5 лет.
  4. Заключение под арест на 6 мес.
  5. Лишение свободы на 2 г. и до 5 лет, если дело касается укрытия денежных средств предприятия (ст. 199.2 УК ).

За уклонение от уплаты налогов, физические лица (простые граждане и ИП) несут ответственность. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Подробнее о штрафах за неуплату налогов физическим лицом читайте в отдельной статье

А вот об ответственности за неуплату налогов юридическим лицом мы расскажем в статье здесь

Квалифицированный состав предусматривает:

  1. Запрет занимать указанные вакансии на 3 г.
  2. Взыскания:
    1. 500 000 р.;
    2. аналогичные доходу за 5 лет.
  3. Принудительный труд в течение 5 лет.
  4. Лишение свободы на 4 г. и до 6 лет, если неплательщиком является предприятие (ст. 199 УК ).

Крупной считается сумма налоговых платежей за 3 финансовых года, превышающая 900 000 р. (ст. 198 УК ) и 5 млн. р. для организаций. Виновный освобождается от ответственности, если:

  • преступление совершено впервые;
  • задолженность была погашена.

Сроки давности

Срок давности по экономическим преступлениям, как и любым другим, зависит от степени тяжести и определяется статьей 78 УК . Так, срок давности составляет за противоправное деяние:

  • низкой степени тяжести — 2 г.;
  • средней тяжести — 6 лет;
  • тяжкое — 10 лет;
  • особо тяжкое — 15 лет.

Отсчет периода начинается со дня совершения преступления до вступления в силу судебного приговора. Если обвиняемый совершит новое деяние, срок его истечения будет рассчитываться отдельно. Течение срока может быть приостановлено, если виновный избегает следствия и судебного разбирательства или не выплачивает наложенные взыскания.

Что касается исковой давности, в течение которой возможно возмещение материального ущерба, ее длительность составляет 3 г. Этот срок отсчитывается с даты, когда права потерпевшего были нарушены или же он узнал об их
нарушении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector